Среди них было несколько человек в костюмах начала прошлого века, а главным в этой удивительной компании оказался режиссер Саша Крейндлин. Он рассказал о горячей новинке нынешнего лета - невероятном Tel-Aviv Street Show
- В социальных сетях появилась реклама иммерсивного исторического шоу на улицах Тель-Авива. Иммерсивный спектакль - это нечто совершенно новое, недаром ворд подчеркивает слово красным. Но, судя по тому, что на премьеру билетов уже нет, какое-то количество зрителей знает, что это означает. Остальные не знают, но, может быть, им тоже нужно. Что это - иммерсивное историческое шоу?
- Иммерсивность в переводе с английского - это погружение. Мы погружаемся в другую реальность, это происходит через наши пять чувств. Мы ее видим, чувствуем, окунаясь в новые ощущения. Вообще любой театр - это особая игра, где мы входим в другой мир. И чем больше у нас инструментов, тем глубже погружение. Сегодня есть новые технологические возможности, они постоянно увеличиваются. Кроме этого, во всем мире сейчас очень популярны так называемые шоу-"бродилки", когда публика не сидит в зале, а ходит, следуя маршруту и сюжету представления.
- Почему вы назвали свое шоу историческим?
- Мы хотим познакомить людей, которые недавно живут в Израиле, с историей страны. Они видят названия улиц на табличках - Дизенгоф, Трумпельдор, Бялик. Но ведь за каждой табличкой стоит живой человек, историческая личность. Многие из них приехали в Израиль из России, говорили между собой по-русски, поэтому мы делаем шоу на русском языке. Мы знакомим сегодняшних репатриантов с репатриантами начала 20 века. Мы хотим погрузить их в атмосферу, в которой жили исторические персонажи, и их повседневность, личные переживания. Именно этим мы занимаемся, и наше шоу называется уличным потому, что во время представления в буквальном смысле оживают истории улиц. В определенное время, в определенном месте, определенные персонажи погружают вас в параллельную реальность, и места, где вы, вполне вероятно, уже были, предстают в новом свете.
- Тель-Авив подходит для проведения иммерсивного шоу?
- Не знаю города, который подходит для этого больше Тель-Авива! Я жил в разных странах и могу утверждать, что Тель-Авив не только прекрасен сам по себе, но он таит множество великолепных историй, которые просто обязаны были стать основой исторического шоу. Мне очень важно, чтобы зрители понимали, что у Тель-Авива есть огромный культурный слой, как у Москвы, Петербурга и других городов. Мы решили, что у нас должен родиться такой перформанс.
- Вы взяли нескольких реальных персонажей и сделали героями своего шоу. По какому принципу вы их отбирали?
- Это люди, в честь которых названы улицы Тель-Авива, по которым мы будем идти. Нам знакомы их имена, но мы практически ничего не знаем о них. Разве что об исторических достижениях, а они ведь были бесконечно интересными людьми. Причем об их жизни мало знают не только недавно приехавшие, но и те, кто живет в Израиле достаточно давно. Мы решили дать отцам-основателям личную драматическую историю. Кто кого любил, кого ненавидел, кому завидовал. В израильской школе меня учили истории, в том числе рассказывали о Второй алие. Думаете, мы запомнили? Но если рассказать об этом времени через судьбу и любовь Трумпельдора, который долго воевал, а любимая девушка его ждала, это запомнится, я вас уверяю.
- Саша, для вас это первый опыт иммерсивного шоу?
- Нет, в театре Гешер был спектакль "Гулливер" - шоу с "дополненной реальностью". Зрителям выдавали специальные очки, и они смотрели на актеров через наложенную картинку. Должен сказать, что это была мировая премьера данной технологии на театральной сцене, которая не прошла незамеченной. "Гулливер" назвали лучшей придумкой года, лучшим технологическим стартапом в области театра. В шоу на улицах Тель-Авива мы продолжаем использовать наработанный опыт, плюс, конечно, у нас появились новые технологии. Мы хотим получить реакцию зрителей, увидеть, насколько публике "удобно" наше представление. Наше шоу основано на технологиях, которые только появляются. Израиль в этом отношении очень хорошая площадка, у нас всегда любят новое, новаторское и готовы в нем участвовать.
- Вернемся к нашему шоу. Как это будет выглядеть? Вот собираются люди…
- Прежде всего, они должны согласиться на правила игры, которую мы предлагаем. Зрители, а мы рассчитываем на количество до ста пятидесяти человек, собираются возле кладбища Трумпельдор в Тель-Авиве, где похоронены многие из тех, с кем мы будем их знакомить. Все получают наушники, и начинается шоу. Мы идем по центру Тель-Авива и в конце выходим на площадь Бялика. Персонажи, в честь которых названы улицы и площадь идут вместе с публикой и рассказывают свои личные истории. Их негромкий рассказ звучит в ваших наушниках, хотя вы можете находиться в нескольких десятков метров от говорящего. Они говорят о городе со своей точки зрения, и это не о строительстве зданий. Дизенгоф, например, рассказывает историю о своей любимой жене. Чтобы обрадовать свою Зину, он назвал в ее честь площадь. И я думаю, что те, кто был на шоу, навсегда запомнят, почему площадь носит имя Зины Дизенгоф.
- Вы сказали о правилах игры? Каковы эти правила?
- Зритель должен знать, что он будет не сидеть в зале, а ходить. Это часть атмосферы спектакля, погружения в шоу. Для тех, кто хочет присесть, предусмотрены переносные стульчики. Но нужно знать, что час двадцать минут зрителям предстоит движение по улицам Тель-Авива. В восемь вечера у кладбища Трумпельдор начинается раздача наушников, в восемь тридцать - само шоу, а по прошествии полутора часов - кульминация шоу на площади Бялика, около первой мэрии Тель-Авива.
- В ваших анонсах написано, что зрители могут обратиться к любому персонажу, Бялику или Дизенгофу, и с ним пообщаться. Как это?
- Какие-то сюрпризы для зрителей я хотел бы не раскрывать.
- Хорошо, но еще больше любопытно… Перед спектаклем проходят репетиции. Вы репетировали на улицах Тель-Авива?
- Конечно, нам важно проверить технику, что можно только вечером, когда не очень жарко. Днем мы с актерами репетируем в зале, а потом выходим на улицы. Все нужно проконтролировать, потому что уличное шоу - это особый формат. Публика по-другому воспринимает действие, а нам очень важно, чтобы люди оставались внутри истории, сфокусировать их внимание. А жизнь города, которая происходит вокруг, мы стараемся использовать как часть шоу. У нас хорошие актеры, которые понимают уличную атмосферу, знают, что на открытом пространстве всегда может произойти что-то неожиданное, и это нужно мгновенно отыграть. Один из лучших гидов Тель-Авива Борис Брестовицкий знает все секретные ходы, чтобы провести публику по наименее людным местам. Это очень сложная логистика, но мы уверены, что справимся.
- Роль Давида Бен Гуриона у вас играет Леонид Барац из Квартета И. Как вам удалось заманить его?
- Через московских знакомых я узнал телефон Леонида, позвонил ему и рассказал про наше шоу. Звезду такого уровня может заинтересовать только идея, наша ему понравилась, и он согласился участвовать. Кроме этого, Леонида развеселило предложение сыграть Бен Гуриона. "О, человек-аэропорт!", - сказал он.
- Саша, чего вы ждете от премьеры вашего спектакля?
- Настоящего фидбека от настоящей публики. Нужно понять, как это должно работать. Мы создали совершенно новое шоу, которое до нас никто не делал, поэтому вопросов великое множество. Но я надеюсь, что у нас все получится, и люди, для которых мы так много работали, испытают искреннее удовольствие, погрузившись в новую реальность на улицах Тель-Авива.