Одна из самых прекрасных привилегий человечества - помнить. Уж как мы с ней обращаемся, к чему с ней приходим - вопрос другой. Великие люди так осветили, украсили, сделали пригоднее для жизни этот нескладный мир, что помнить о них - наш священный и радостный долг.
Рудольф Баршай. Альтист, дирижер, музыкальный мыслитель. Организатор первого камерного оркестра в СССР - Московского камерного. Носитель великого наследия, открыватель целого континента в странной, загадочной дирижерской профессии. Философ, подвижник, считавший своими главными жизненными достижениями записи "Искусства фуги" Иоганна Себастьяна Баха и Десятой симфонии Густава Малера. Баршай высказал, воплотил свои творческие принципы в большом, крутом профессиональном маршруте. Малеровскую Десятую Баршай, можно, сказать, вызвал из небытия. Собрав, сконструировав, воплотив замысел великого композитора.
Те, кто видел фильм Олега Дормана "Нота", запомнили белую голову и негромкий, взвешенный монолог Рудольфа Баршая. О жизни и музыке. О музыке, которая и есть жизнь. Монолог не без горделивости, преисполненный высокого сознания значимости искусства, ответственности художника, великой миссии того, кто обращается к залам с некой репликой. Кто берет на свои плечи большую ответственность, утверждая, что без искусства нет будущего. По крайней мере - гуманистического, нормального будущего у мира нет.
"Если невежество и безвкусица, пользуясь равными правами, сведут искусство к приятной безделушке, то зачем трудились и страдали наши предшественники? Чего стоит каждый из нас, если обменяет свои личные обязанности на то, чтобы слиться с толпой?".
Слова Рудольфа Борисовича Баршая звучат сегодня и грозно, и пророчески. Власть толпы опасна. Губительна. Мнение большинства способно убить, уничтожить все самое драгоценное в жизни, важное, талантливое. Неофиты, нувориши от профессии пытаются развлекать, потакать незатейливым вкусам слушателей, приманивать их чем-то понятным, простеньким, легко доступным. Гамбургерами попсы. Чипсами хитов, растиражированных звонками мобильных телефонов. Рудольф Баршай был и остается символом истины в искусстве. Он не умел, не желал быть милым и понятным для всех. Его знамя развевается над континентом под названием "территория для привыкших думать".
И совершенно закономерно, что Баршай боролся за исполнение элитарной, великой, пророческой камерной симфонии Шостаковича номер 14, ор. 135. И исполнил ее со своим Московским камерным оркестром так, что чиновники, радетели режима, косности, застоя дрогнули…
В дни, когда пандемия была на пике, были закрыты концертные и театральные залы, а творческие люди планеты не знали, что будет с искусством дальше, состоялся международный конкурс молодых исполнителей на струнных инструментах имени Рудольфа Баршая. Одним из главных благодарных и благоговейных корифеев этого соревнования, такого нужного и драгоценного, выступил сын Рудольфа Борисовича, Вальтер Баршай.
Читайте также
Конкурс был задуман и проведен онлайн в 2020-м, в десятую годовщину со дня смерти блистательного музыканта. Баршай был и израильским артистом тоже. Он появился в Израиле в 1977-м, оставил блеск и шлейф совершенства, выступал с Израильским камерным, потом умчался дальше. Будто спеша посеять в мире семена древа совершенства. Да и вы сами знаете, что наша драматичная страна, юная, грубоватая, не всегда способна понять и оценить свои клады…
6 июля в тель-авивском Музее изобразительных искусств, в зале Реканати, состоится концерт памяти Рудольфа Баршая. Израильская альтистка Лия Глик и скрипачка Натали Шмалхофер (Германия-Канада) выступят в этом поистине важном, символичном концерте. Став победительницами конкурса, носящего имя Рудольфа Баршая, они получили право сыграть с Израильским камерным оркестром. В программе будет Концертная симфония Моцарта, которую альтист Рудольф Баршай играл со скрипачом Давидом Ойстрахом…
Йозеф Гайдн, симфония номер 49 "Страсть". Гайдновский неповторимый, сверхпрекрасный музыкальный стиль, - и кружевной, и бездонно глубокий музыкальный космос - был Баршаю близок. Симфонию "Страсть" в мемориальной программе исполнит Израильский камерный оркестр. И еще гениальную аранжировку Восьмого струнного квартета Дмитрия Шостаковича ор.110, которая известна всему думающему, прогрессивному миру, как Камерная симфония ор.110а. За дирижерским пультом будет в этот вечер Ариэль Цукерман.
Память - чудесная лампа. Машина времени, которой не страшны границы и расстояния. В мире было и осталось Явление. Имя ему Рудольф Баршай.