Zahav.СалатZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+15+10
Иерусалим
+11+7

Салат

А
А

Тамара Эйдельман: Даже то, каким образом империи рухнули, тоже влияет на последующие поколения

Объяснения Тамары Эйдельман позволяют заглянуть вглубь истории и задуматься: все это уже было в истории человечества много раз.

12.07.2022
Источник:salat.zahav.ru
Тамара Эйдельман. Фото: Андрей Никольский

С 14 по 16 июля историк, лектор, автор популярного YouTube-канала с аудиторией более 800 000 подписчиков, писатель, переводчик, радиоведущий и блогер, педагог с 40-летним стажем - Тамара Натановна Эйдельман - выступит в Израиле с лекциями "Как умирали империи".

Ее лекции не похожи на скучные школьные уроки истории, это рассказы о проблемах и событиях, которые всем нам стоит обдумать, и проходят в формате живого диалога со слушателями.

Лекции запланированы с 14 по 16 июля в Тель-Авиве, Хайфе и Ашдоде. Тамара Натановна предлагает вместе порассуждать на темы, волнующие большинство русскоязычных израильтян - что влечет за собой крушение империи и как жить после того, как привычный мир рухнул, а новый еще не родился.

Похожа ли жизнь империи на жизнь человека, можно ли строить прогнозы на будущее, проводя исторические параллели, в чем заключаются главные уроки истории и как учить детей - об этом и многом другом в интервью с обаятельной и мудрой Тамарой Эйдельман.

Беседовала Гюна Смыкалова

- Тамара Натановна, Вы много раз бывали в Израиле? Если б Вас попросили описать страну четырьмя прилагательными, какие бы Вы выбрали? Есть ли у Вас какое-то любимое место, вдохновляющее или умиротворяющее?

- Да, я бывала в Израиле много раз. Первый - в 1991 году, когда я проходила курс истории Шоа для еврейских учителей в кибуце Лохамей-а-Гетаот. А потом еще много раз приезжала к родственникам. Самое любимое место - дорога между Тель-Авивом и Беэр-Шевой, по которой я много раз ездила к своей тете. Казалось бы, там ничего нет, но чувствуешь с одной стороны дыхание пустыни, а с другой - видишь, как много люди могут сделать в этой пустыне. Четыре прилагательных: жаркий, молодой (да-да), зеленый, непростой.

- У Вас такая высокая медийная активность, одновременно с работой 40 лет учителем, в то же время Вы писали книги, продолжаете быть мамой и женой - как Вас на все хватает, может, у Вас есть секрет тайм-менеджмента?

- Увы, никакого секрета нет, и успеваю я далеко не все. Но, наверное, что-то все-таки успеваю, потому что я занимаюсь теми делами, которые мне очень нравятся.

- В сети после событий февраля и отмены ограничений по коронавирусу, появился мем - "откуда у меня в друзьях столько политологов? Нормальные же вирусологи были!". На Ваш взгляд, люди действительно больше внимания стали истории и политике уделять или это нормальный фокус внимания в связи с актуальными событиями? Вообще, существуют ли какие-то закономерности? Может, есть личные наблюдения, в каких условиях у людей повышается интерес к истории?

- Мне кажется, что этот мем не о тех, кто действительно интересуется историей, а о тех, кто готов с важным видом рассуждать на любую актуальную тему. Но вообще-то интерес к истории растет. По моим наблюдениям, чем более бурное время - неважно, в хорошем или плохом смысле, тем острее люди ощущают его "историчность" и, соответственно, обращаются к истории.

- Что в Вашей жизни поспособствовало обратить внимание на империи, заняться изучением этой темы? Как родился цикл лекций, которые Вы уже представили в Грузии, и который нам, русскоязычным жителям Израиля, повезет услышать от Вас лично?

- Трудно не обращать внимание на империи, когда живешь на обломках Советского Союза. А сегодня, когда безумец пытается возродить рухнувшую империю, вопрос о гибели империи и жизни на ее обломках, на мой взгляд, становится особенно актуальным. Мне всегда были интересны империи - Римская, Османская, Британская, Российская. Все они очень разные, но есть и общие черты - как хорошие, так и плохие. Империи в течение многих веков определяли жизнь людей, живших на Восточно-Европейской равнине, на Ближнем Востоке, в Центральной Европе. И даже то, каким образом они рухнули, тоже влияет на последующие поколения.

- Жизнь империи можно сравнить с жизнью человека? Я не историк, но у меня есть подозрение, что империя, словно человек, рождается, зреет и умирает по каким-то своим законам.

- Империи подобны живым организмам, они зарождаются, проходят через период расцвета, а затем стареют и умирают. Вот это нам всем надо осознать - гальванизировать труп невозможно. Но не исключаю, что будущее за империями, но только основанными на совершенно других основаниях, - устроенным, скажем, по принципу Евросоюза. Но это дело далекого будущего. Пока что надо понять, как жить, когда привычный мир рухнул.

- Можно ли строить прогнозы, по какому пути пойдет Российская империя? Сейчас происходящее это продолжение развития ситуации 1917 года? Если да, то будут ли еще этапы или это терминальная стадия?

- Я не верю в полные исторические параллели. В 1917 году ситуация была совершенно иной. Например, шла Первая мировая война, интернета не существовало, а у нас еще не было исторического опыта сталинизма, фашизма. Что касается терминальной стадии, то чего? Если империи и имперского мышления, то конечно да. Если России как цивилизации, то мне хотелось бы верить, что нет.

- Что ждет людей, оставшихся жить на осколках империи? Что говорит об этом история?

- История говорит, что можно выбрать разные варианты: делать вид, что империя сохранилась, пытаться ее возродить, или же осознать то, что произошло, и строить жизнь на совершенно новых началах. История не дает предсказаний - она занимается прошлым, но, опираясь на исторический опыт, можно предположить, что нормальная жизнь у людей на осколках империи будет только в том случае, если они с одной стороны откажутся от имперского наследия, а с другой - будут выстраивать нормальные отношения между "осколками". Но вообще-то, самое интересное, на мой взгляд, в истории то, что она непредсказуема.

- Интересно, что коренное израильское общество до событий февраля особо не разбиралось, называя репатриантов-выходцев из бывших стран СНГ, говорящих на русском языке, "русскими". Теперь поняли, что украинцы - это не русские, а общество в еврейском государстве резко разделилось на проукраински и пророссийски настроенных - коренные израильтяне ведут порой весьма ожесточенные споры между собой, чью сторону должен принять Израиль. Может ли на Израиль и сторонников той или иной стороны в частности повлиять развал Российской империи, что Вы думаете по этому поводу?

- Мне кажется, что если речь идет о развале нынешней России, то ни к чему хорошему это не приведет - ни для жителей России, ни для израильтян, у которых пострадают их родственники, еще больше вырастет количество репатриантов и давление на экономику Израиля и к тому же, возрастет международная напряженность. Мне кажется, что, решая вопрос, чью сторону принять, израильтянам стоит обратиться к истории, вспомнить о своей борьбе за создание государства Израиль и поддержать тех, кто сегодня борется за свою свободу и независимость. Конечно, в исторической памяти израильтян есть много печальных воспоминаний об отношениях как с русскими, так и с украинцами. Но, наверное, стоит понять, что Украина сегодня - это страна, преодолевающая советское прошлое, в отличие от России.

Читайте также

- Вы сейчас живете в Португалии, чувствуете ли Вы себя эмигрантом, или пока ощущение, что это туризм? Может, переедете жить в Израиль?

- Пока мои дети и внуки живут частично в Португалии, а частично в Грузии, я буду в основном перемещаться между этими странами. И там и там хорошо, но и там и там я все-таки эмигрант. В Израиль переехать не просто по массе семейных и экономических соображений. Но мы надеемся получить израильское гражданство - а там посмотрим. Не зря все-таки в память о моем дедушке, Якове Наумовиче Эйдельмане, в Израиле посажено 10 деревьев людьми, считавшими себя его учениками.

- Как считаете, "простят" ли русских через много лет или это навсегда? Есть ощущение, что чем дольше длятся военные действия на Украине, тем меньше шансов не то что на любовь, а хотя бы на отсутствие ненависти… Даже если как в Германии, спустя десятки лет, придет правитель и искренне попросит прощения даже не за свои решения.

- На прощение в ближайшее время рассчитывать трудно, а в будущем это окажется возможным только если будут совершены огромные усилия всем российским обществом. В Германии же тоже покаяние не ограничилось одним Вилли Брандтом.

- Никогда глубоко не задумывалась о том, что историю пишут люди, и что ее легко переписать, пока не прочла роман "1984": историю можно переписать в угоду действующему режиму, но какой-то единой истины нет, хотя, наверное, гораздо проще поделить все на черное и белое, правых и виноватых… На какие источники/ авторов при изучении истории все-таки можно полагаться?

- Можно полагаться абсолютно на любые источники, вопрос только как с ними работать. Прежде всего понять, каковы взгляды авторы, насколько он субъективен, как его мнение проявляется в тексте - а уже поняв это, можно извлечь из любого, самого неожиданного источника важную информацию.

- "Глаз Дзержинского", письмо Чаадаева - из интервью Юрию Дудю: как Вы столько времени проработали между своими знаниями и системой образования? Именно этот баланс помог Вам получить звание "Заслуженный учитель Российской Федерации"? Гордитесь ли Вы этой наградой или на фоне текущих событий хочется от нее отречься? Вообще стоит ли перечеркивать свои достижения, когда ты не поддерживаешь политический курс правительства своей страны?

- Звание Заслуженного учителя, как и любые другие звания в современной России просто так получить не легко. Я получила это звание, потому что меня поддерживала администрация моей школы, которая меня "выдвинула". Мне это было приятно, но мои главные награды совершенно другие - например, многолетняя дружба с выпускниками. Отрекаться от этой награды мне как-то не приходило в голову, честно говоря, на фоне всего происходящего я вообще о ней забыла. Что касается достижений, то, наверное, не надо перечеркивать ничего, что было создано честным трудом.

- Вы скучаете по преподаванию в школе или еще не так много времени прошло? Есть вероятность, что Вы еще когда-то вернетесь в школу?

- Я сорок лет работала в школе и немного устала. Теперь мне больше всего нравится заниматься моим YouTube-каналом. Так что пока возвращаться не собираюсь.

- Можно ли научить ребенка оценивать политические ситуации с разных сторон и видеть последствия, если сам родитель - ну так уж вышло - не особо умеет это делать?

- Вот в родителях-то главная проблема. Мы ведь учим наших детей не только и не столько с помощью слов, которые им говорим, а с помощью того, как сами себя ведем. Так что если родители говорят о том, что надо быть критичными, терпимыми, анализировать события, а сами действуют по-другому, то скорее всего дети впитают как раз образец поведения, а не слова. Увы.

- И, возвращаясь к предстоящим лекциям, какой он, Ваш израильский зритель? Это больше молодежь или зрелые люди? Кому можно порекомендовать Ваши лекции?

- Честно говоря, мне кажется, что разговор об империях может быть интересен и молодежи, которая никогда не жила в империи, и людям старшего возраста. Это ведь касается нас всех. Мне бы хотелось, чтобы на мои лекции пришли люди, готовые разговаривать, обсуждать, размышлять - этим-то мы и займемся.

Объяснения Тамары Эйдельман позволяют заглянуть вглубь истории и задуматься: все это уже было в истории человечества много раз.

Тамара Эйдельман приглашает вместе поискать ответы на такие вопросы. Ее уроки истории не похожи на скучные лекции,это рассказы о проблемах и событиях, которые всем нам стоит обдумать, а значит, - чему-то научиться.

Лекции Тамары Эйдельман "Как умирали империи" пройдут с 14 по 16 июля. Заказ билетов здесь или по телефону: 03-5260260

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке