Выясняется, что сказка эта, куда мы попали, где мельница и поля цвета молодого изумруда, - вовсе и не сказка. Она про обычных людей. А потом рассказчик повернется спиной - а у него кошачий хвост. Вот тебе и "не сказка".
В "Медитеке", в нарядном зале, где хорошо видно с любого места, играют "Кота в сапогах". Зал полон детей и родителей. Спектакль - скажу сразу! - интересен и взрослым, и детям. Пьеса Идо Риклина. Режиссер Рафи Нив, художник-постановщик Лили Бен-Нахшон, художник по костюмам Светлана Брегер. Художник по свету Амир Кастро. Все эти сказочники-рассказчики предлагают историю столь же очаровательную, волшебную, сколь совершенно понятную и даже реалистичную.
Паренек, который не так уж умен, трудолюбив и находчив, оказывается один. Без родных, без помощи. Единственное богатство - сапоги. И ему встречается кот. Нет, ему встречается Кот. Этакое чудо с характером, зазнайка, авантюрист, фантазер, насмешник. Он изящно двигается, демонстрирует знание французского (как же иначе, ведь родина всех Котов в сапогах - Франция), выходит победителем из любой ситуации. А еще ему везет. Прямо как в сказке. Парнишка Незек (переводится, как вы понимаете, его имя с иврита: "вред", - его так дома звали, потому что ничего не умел сделать, как надо) отдает Коту свои сапоги. И Кот начинает активно соображать, как бы им, ему и его обаятельному новому хозяину, устроить нормальную жизнь.
Что может быть лучше¸ что может быть сказочнее¸ чем жизнь во дворце? Еще лучше - вместе с принцессой. И Кот в хозяйских сапогах включает весь свой интеллект.
Дальше мы знакомимся с капризной Принцессой, которая не желает учиться. Ничего не знает. Но командует, повелевает. Ах, как это реалистично… Как знакомо… Ничего-то ей не нравится. На нее никак не угодить. Экзотика мышек-попугайчиков ее не радует.
Кот находит ключик, и - вуаля! - Принцесса принимает в подарок от него забавную, тоже ищущую себе дом и друзей собачку Милли. Которая "наполовину пудель, наполовину лабрадор". Возникает "химия", взаимопонимание, тепло. Избалованная Принцесса, лентяйка, эгоистка, открывает для себя мир дружбы, заботы. Комфортного состоянии души - быть нужной.
Если юные зрители смотрят внимательно, в их головах наверняка останется важнейшая деталь: дружба, человеческие отношения, счастье заботы о другом - это и есть главное богатство, лучшее королевство. Эта мысль проводится в спектакле ненавязчиво и в то же время всерьез. Когда Кот, желая победить могущественного Волшебника, предлагает ему превратиться во что-то маленькое, и глуповатый Волшебник, не чуя подвоха, соглашается, он прежде всего думает о Милли, которая любит котлетки. И - раз, два, три! - Волшебник превращается в котлетку¸ а котлетка летит к счастливой Милли.
Получив дворец, корону, Принцессу, Незек не забывает про вредных братьев. И щедро одаривает их: ведь когда его выгоняли, один посоветовал отдать ему сапоги, а второй отдал… Братья опять будут ссориться, вредничать - но Незек помнит добро, и нам вроде как предлагает помнить…
Читайте также
Писать книги и ставить спектакли для детей надо так же, как и для взрослых, только лучше. Театр всегда не только развлекал, но и был, до некоторой степени, университетской кафедрой. Если театр для детей, - то маленькой кафедрой, но от этого не менее важной.
Чудесный лес, замок Волшебника¸ учебный класс Принцессы - это все способы, приемы, чтобы рассказать зрителю о преданности, глупости, бескорыстии, невежестве¸ самоотверженности. О реальной жизни. О том, что нам дается судьбой. Что мы способны сотворить сами. Выдуманный Кот - частичка приключенческой книги судьбы. Его победы - метафоры маленьких побед обычных мальчиков, девочек¸ пап, мам. Вообще людей.
Идо Риклин, - режиссер, педагог, писатель, - умеет выстроить интригу. Придать сюжету новизну и актуальность. Всегда.
Рафи Нив в нашем пейзаже весьма заметный, яркий, многогранный режиссер. Он умеет ставить глубокие умные спектакли и для взрослых, и для детей (что гораздо сложнее и, да простят меня другие режиссеры, важнее)…
Лили Бен-Нахшон создала основу, фундамент сказки. Поля, деревья¸ колосья, мельница, замок колдуна - все основательное. Реалистичное. Детям именно так и надо показывать сказку.
Света Брегер нафантазировала удивительные костюмы: и волшебно-нарядные, и многозначные, и лаконичные. Кот - и сказочное непостижимое существо, и красавец-мушкетер, и герой, которым хочет стать каждый мальчишка, да, впрочем, и каждая девчонка… В этом образе объединились талантливая актерская игра Гая Демидова и мастерство прекрасного театрального художника, мудрой Светы Брегер.
Кот - Демидов - эпицентр истории, главный элемент театрального приключения; его интонации, манеры, харизма, точность акцентов создают верную атмосферу, вовлекают в игру. Костюм разумно, волшебно помогает, подчеркивает природу этого героя-сказочника. Хороша и Милли, которую играет грациозная, трепетная Бар Акерман. И все участники - Натан Бар-Ами, Шарон Коэн-Раз, Том Зайднер, Дан Фридман - работают, кудесничают, радуются, дурачатся всерьез, в полную силу.
Думаю, взрослым тоже все понятно и все интересно, и они тоже с пользой проводят в зале время.
Кринолин Принцессы, изысканный наряд Незека, когда на него надели корону и плащ, огромный Лев, ревущий в башне замка - это игра. Условность. Сердца и души юных, путешествие к обретению истинной дружбы, человечности - сверхзадача. Смысл искусства и для детей, и для взрослых. В "Медитеке" - "Кот в сапогах".
Очень хорошая и яркая театральная история.