Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+22+14
Иерусалим
+19+11

Салат

А
А

Сеансы спиритизма при красной луне

Человек всегда верит в чудо, в мистику. Так или иначе. И часто эта вера сталкивается с беззастенчивыми манипуляторами.

03.09.2022
Фото: Йоси Цвекер

"Мне, наконец, стало ясно, что не так
в этом мире. Слишком много колдунов".

Цитата из фильма "Доктор Стрэндж"

Стоит войти в Интернет, как на нас бросаются разного рода и калибра ведьмы, колдуны, предсказатели, экстрасенсы. Они похожи на стадо бизонов, несущихся по бескрайним просторам всеобщей дикости и наивности. "Верну мужа", "Помогу решить денежные проблемы", "Очищу карму". И с духами Ганди, Ленина, Сары Бернар можно лично поговорить, никакой проблемы. Вся эта вакханалия призвана окутать нас надеждой, дать инструмент для жизни. Риторика сродни мягкому дорогому меху или сказочному плащу. И славные люди-медиумы всегда на страже, трудятся в поте лица. Можем спать спокойно: личности, находящиеся в особой связи с космосом, нас не оставят¸ если что. Нет, мужья не вернутся, денег не прибавится, а все их предсказания превратятся в пыль с первым лучом здравого смысла; но как же сильна жажда узнать- предсказать будущее, объяснить прошлое. Стать хозяином судьбы.

Но к делу. Тема наша - сенсационная. Колдовски прекрасная и поистине значительная. Явление искусства.

На израильской сцене уже во второй раз возник "Медиум". Камерный оперный спектакль для музыкальных гурманов. Для тех, кто ценит небанальное, нелинейное. И созвучное безудержной тяге к потустороннему, мистическому. Нашей облученности экстрасенсорикой.

"Медиум" - опера американского композитора итальянского происхождения Джана Карло Менотти.

…Мы сидим на сцене. С этого начинается удивительная притягательность спектакля. Театральный волшебный свет заливает авансцену, оставляя в полумраке пустые ряды кресел в зале. Там - другое измерение. Два рояля на сцене, как стражи с черными крыльями. Талантливые музыканты, пианисты Яэль Керет и Александр Иванов демонстрируют выразительность и мощь, загадку и проникновенность авторского текста. Они - как интерпретаторы, архитекторы всего музыкального здания - преподают слушателям разнообразие оттенков, красок, всю гамму трагических страстей.

Оформление спектакля лаконичное. Зеркало, которое спускается сверху. Несколько предметов в руках персонажей - кораблик, медвежонок, медальон… Свет в спектакле (поистине мастерская работа художника Эяль Леви-Шарон) - еще один герой, он пульсирует, меняет интенсивность, преображается, подчеркивает кульминационные точки сюжета.

На протяжении часа¸ в течение всего действия невозможно оторвать глаз от музыкальной коротенькой драмы. Фабула проста: мадам Флора (она же Баба) зарабатывает на жизнь, проводя спиритические сеансы. Ей помогают дочь Моника и немой паренек Тоби. Несчастные родители, которые потеряли детей, идут в дом Флоры¸ чтобы хотя бы на мгновение почувствовать детей рядом, близко. Флора вызывает духов, и их голоса так волнуют, так радуют бедных клиентов. Все "духи" - это невидимая Моника…

Контражур являет большие тени, усиливает драматический эффект. Алый контур колеблется, разговаривает детскими голосами. Родители в страхе и восторге умоляют дать им еще глоток, еще мгновение этого чуда, не отнимать их малышей. Флора злится. Впадает в истерику. Она и сама напугана, внутренне сломлена. Ее томят мрачные мысли и воспоминания. Она бессильна; ложь и авантюризм не приносят успокоения. Собственные демоны терзают ее.

В финале медиум стреляет в бумажную ширму, за которой в этот момент Тоби обнимается с Моникой. Ширма прорывается, падает мертвое тело мальчика…

Режиссер Ширит Ли Вайс уже заявила свой особый стиль и элегантную неброскость в прошлых работах на сцене нашей оперы. Она вдумчиво и разумно переносит яркие идеи в нестандартные постановки. Для "Медиума" было найдено просто идеальное пространство. Ширит Ли Вайс будто касается кистью персонажей. Трепетно. Сочувственно. Мелодическая ткань натянута между двумя роялями. Она ворожит. Живет. Волшебным тюлем окутывает и слушателей, которые рядом, в непосредственной близости. Погружение абсолютно.

Джанкарло Менотти не создал никакого собственного стиля, не предстал перед современниками революционером. Его музыка похожа на густой, очень американский коктейль. Есть мелодичные, хотя и что-то смутно напоминающие эпизоды (колыбельная Моники, вальс…). Гипноз музыки - как спиритический сеанс. В него уходишь, как в грезу.

Стройная лаконичная музыкальная драматургия, точно расставленные акценты увлекают. К этому добавляется умная режиссура, колдовская театральная атмосфера, - за кулисами мира-театра так спокойно, так комфортно, но и тревожно…

"Медиум" волнует, завораживает таинственным светом струящихся пассажей и хорошими актерскими работами. Мадам Флора (Шай Блох) эксцентрична, подвержена взрывным настроениям, - по замыслу режиссера, она развращает беззащитного Тоби, и эта ситуация делает происходящее еще страшнее, трагичнее. Артистка понимает задачу, справляется с вокалом, убеждает нас в том¸ что ее мир на грани безумия и адских мучений совести…

Моника (Таль Ганор) - удача, находка спектакля. Эта юная девушка обречена¸ но она пытается прожить свою горькую молодость с надеждой. Хорош безмолвный, печальный Тоби (Ханан Шварцберг).

Шакед Струль, Одед Райх и Таль Бергман, которые предстают в ролях обездоленных родителей-клиентов Флоры¸ точны и музыкальны, чувствуют стиль, деликатно сохраняют ансамбль.

Человек всегда верит в чудо, в мистику. Так или иначе. И часто эта вера сталкивается с беззастенчивыми манипуляторами, ее используют авантюристы, коих во все времена тьмы и тьмы. Хотя - их лживая готовность утешить, зарабатывая на этом деньги, бумерангом ударяет и по ним самим…

"Медиум" - напоминание. Предостережение. Маленькая музыкальная трагедия. "Медиум" - психологический практикум. Неоспоримый успех всего коллектива создателей этой оперы. На мой взгляд - один из самых оригинальных израильских оперных проектов. Жду новых открытий от Ширит Ли Вайс…

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке