Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+26+17
Иерусалим
+22+12

Салат

А
А

Странная игра жиголо из Конго

Мне показалось, что немного постыдно показывать и играть такое в зале Мескина, в "Габиме", - театре, который наследует великим мастерам израильского сценического искусства.

21.09.2025
Фото: Юваль Эрель

Тамар Кейнан поставила в театре "Габима" развлекательно-расслабляющее шоу "Жиголо из Конго", которое погрузило публику на полтора часа (с перерывом на хуситскую сирену!) в скетчи и песенки Ханоха Левина.

Ханох Левин - фигура в израильском театральном искусстве символическая. Обласканный критикой за то, за что сегодня, скорее всего, не стали бы хвалить, не чуждый своеобразной вызывающей вульгарности, этот драматург стал классиком, и его пьесы многократно возникают на самых престижных сценах как Израиля, так и остального мира.

Спектакль "Реквием" в постановке самого Левина считается поистине чудесным "золотым фондом" израильского театра. Хотя все причастные к постановке и все апологеты этого выдающегося драматурга обычно забывают указать, что спектакль создан по рассказам Чехова…

Ханох Левин выработал свой собственный, индивидуальный стиль. С ним рядом шли прекрасные актеры Заарира Харифаи, Йоси Кармон, Альберт Коэн.

Он такой один, он разрешен и приемлем, его имя произносят с вежливым придыханием. Критики предпочитают его расхваливать. И никто не сможет потеснить Левина с места авторитетного классика, - ни сегодня, ни завтра. Эксцентричный, абсолютный нонконформист, язвительный, не испытывающий пиетета к "священным коровам", умеющий смеяться сквозь слезы и шутить на грани фола, - Ханох Левин являет собою пример безоглядной, беспредельной творческой свободы. Его драматургические приемы разнообразны и выразительны, и применяются в широком спектре: от гротеска до кажущегося пошловатым натурализма.

Итак, в "Габиме" Мики Кам, Юваль Наор и Исраэль Каторза играют малютки-сценки. Быстро переодеваются, меняют парики и костюмы, берут микрофон - и обращаются к залу с песенками.

…Мужчина и женщина усаживаются за столик рядом с музыкантами. За соседним столиком устраивается еще один мужчина. Он беззастенчиво осматривает женщину, потом встает, подходит к паре, прикасается к груди дамы - и заявляет, что хочет "это". Спутник дамы парирует: "Но это мое!". Дама растеряна. Мужчины спорят. Зал хихикает. Спор не утихает…

…Турист-израильтянин приходит в лондонский отель. Получает номер - и осыпает портье глупыми, бессмысленными вопросами: "А я могу пойти гулять? А мне разрешено ложиться спать, когда захочу? И могу поесть в любое время?!".

…Мужчина звонит из автомата некой Бебе. Он расстался с ней тридцать лет назад. Она удивлена. Он задает вопросы, им обоим неловко. Она вышла замуж, овдовела (тут собеседник не к месту роняет: "Хорошо!"), снова вышла замуж… А он, оказывается, хотел узнать, сохранился ли у нее пластиковый футляр, который ему теперь так нужен. "Прошло тридцать лет, он потерялся", - печально сообщает Беба. Конец разговора.

Маленькие люди, неудачники, жалкие обыватели - мелочные, несчастливые, одинокие, - такие типажи предстают перед залом. И музыка - фокстротом, танго, румбой - сопровождает сольные песенные номера. Все сценические события происходят примерно в шестидесятые годы прошлого, ХХ века, когда и были написаны тексты. И все это делается, насколько я поняла, для антуража, для создания особого настроения - атмосферы клуба, в котором пластиковые стулья, густой сигаретный дым и звяканье бокалов. Все говорит о нелогичности жизни, а также старости и смерти. Спектакль рассказывает про травмированных людей, про простаков и неудачников. Местами это смешно. Если присмотреться пристально - многое примитивно. А ведь это, по мнению критиков, лучшие, важные тексты Ханоха Левина. И поэтому мне стало очень грустно. И - безусловно! - такие пьески не предназначены для сцены тель-авивского серьезного театра. Мне показалось, что немного постыдно показывать и играть такое в зале Мескина, в "Габиме", - театре, который наследует великим мастерам израильского сценического искусства.

Режиссер Тамар Кейнан не в первый раз меня разочаровывает. Тенденция, однако…

Исраэль Каторза - профессиональный развлекатель, комик. Естественный, смешной, его любят зрители. Но его нынешнее исполнение - не для этой сцены. Не для "Габимы".

Мики Кам - милая, обаятельная, чуть растерянная, - будто ей стало неуютно в предложенном режиссером формате.

Юваль Наор - замечательный актер, истинный талант. В его послужном списке - успешные и запоминающиеся роли в кино и театре. Но зачем было вовлекать его в мелкое клубное шоу?

Читайте также

Прошли сценки, песенки прозвучали. Зрители и актеры сделали перерыв на сирену, досмотрели до конца и вежливо поаплодировали создателям шоу, эстрадного продукта, этакого нехитрого зрелища для народа. Оно было приличным и доходчивым. Так полагают те доверчивые зрители, с которыми мы пообщались в фойе.

Синяя ночь, перед наступлением нового, 5786-го еврейского года, окружила эффектное здание театра мантией, утыканной неяркими огнями. Уходя, я задумалась: почему спектакль назван "Жиголо из Конго"? Оно выглядит несколько нелепо; как говорится, ни к селу, ни к городу. Но это - не самое удивительное и непонятное в новом произведении "Габимы"…

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке