Читайте также
Тайны биографии знаменитого кинорежиссера
Нет человека, который не любил бы его фильмы - "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "12 стульев", "Иван Васильевич меняет профессию". Но что мы знаем о режиссере Гайдае, кроме названий его комедий и того, что 30 января ему исполнилось бы 90 лет? Почти ни-че-го. Непростительная оплошность, учитывая все, что он на радость нам сделал.
Леонид Гайдай был по-советски скромным человеком. Не выпячивал свое "я" - наоборот, осаждал самопровозглашенных "творцов" и "художников". Он не давал интервью. Говорил: "Смотрите мои фильмы - там все сказано". Мы засмотрели до дыр и все же нашли, что добавить, со слов тех, кого он любил (Нина Гребешкова), снимал (Наталья Крачковская) и с кем работал (Аркадий Инин).
Осколки выходили из ноги всю жизнь
Сначала, конечно, была война. Гайдай ходил в разведку и добывал "языков". Пока не подорвался на мине и чуть не остался без ноги. Как вспоминает вдова режиссера актриса Нина Гребешкова, ранение мучило его всю жизнь.
- Периодически кость воспалялась, из ноги выходили осколки размером с ноготь, - рассказывает Нина Павловна. - Уж как я изводила Леонида Иовича мольбами пойти к врачу... Нет, не шел! Терпел боль и даже с палочкой ходить отказывался - вдруг кто увидит его слабым.
Гайдай женился на Гребешковой, еще учась во ВГИКе. Она видела, как Ивана Пырьева, принимавшего дипломный спектакль, скрутило от смеха, когда Гайдай, с детства мечтавший об актерстве, играл комедийную роль. Артистом он не стал, но расположение Пырьева сохранил навсегда. Впервые оно пригодилось, когда культурные чиновники хотели уничтожить Гайдая сразу после режиссерского дебюта (комедия "Жених с того света"). "Вы сделали отвратительный пасквиль, - сказали ему в лицо. - И не снимете больше ни одного фильма".
- У Лени на нервной почве открылась язва желудка, а вскоре возник туберкулез, - говорит вдова режиссера. - Он был в отчаянии. Что делать дальше? И тогда Пырьев, возглавлявший "Мосфильм", посоветовал: "Сними историко-революционный фильм - и порядок!"
Гайдай стыдился этой работы. Фильм "Трижды воскресший" был переполнен комсомольским пафосом, провалился в прокате, зато очень устроил киноначальников. И сейчас уже неважно, каким был пропуск режиссера на экран. В конце концов, по сравнению с этим компромиссом все будущие игры с худсоветами под названием "обмани цензуру" казались плевым делом.
Пристрастился к игровым автоматам
Второй судьбоносный совет Пырьев дал Гайдаю, когда тот ломал голову, из кого составить троицу для комедии "Пес Барбос и необычный кросс". Идею фильма режиссер вычитал в малюсеньком фельетоне, найденном на чердаке (юмористические журналы собирал отец). Вицина Гайдай снимал еще в своей первой картине и через него же вышел на Балбеса. "Видел в цирке клоуна, похожего на глисту", - поделился актер впечатлением от Никулина. Дольше всего подбирали Бывалого. "Попробуй этого", - показал Гайдаю фотографию Евгения Моргунова богатый картотекой Пырьев.
Сценарии ко всем своим фильмам - от "Самогонщиков" до "На Дерибасовской хорошая погода" - Леонид Гайдай всегда писал сам. Но не один. Три, если их так можно выделить, самые популярные картины ("Операция "Ы", "Кавказская пленница" и "Бриллиантовая рука") были придуманы втроем. Соавторами Гайдая выступили Яков Костюковский и Морис Слободский. Как вспоминал Костюковский (из них троих он умер последним, в 2011 году), придумывалось во много раз больше, чем потом оставалось. Акцент делался на хлесткие, запоминающиеся фразы, которые потом расходились на цитаты.
Гайдай оставлял за актерами право импровизировать на площадке. Примеры удачных экспериментов: "Чей туфля? Ой. Мое" (придумал Вицин в "Кавказской пленнице") и "Интеллигент! Выучили вас на свою голову" (это креатив Крачковской в "Иване Васильевиче"). Но в то же время Гайдай заранее прекрасно знал, какой должна быть игра актеров.
Архивные фотографии, сделанные на съемках комедий, подсказывают, а Гребешкова подтверждает: режиссер нередко становился на место артиста и сам показывал, что нужно делать. Причем играл талантливо, репетируя накануне дома перед зеркалом за всех своих героев. И за Светличную, которая соблазняет Семен Семеныча Горбункова в отеле "Атлантик", и за Селезневу, сообщающую Шурику, что полюбила другого.
Как-то Гайдай прямо в кадре провел мастер-класс. Поняв, что напрасно ждал Эраста Гарина, приглашенного на роль Варфоломея Коробейникова в "12 стульев", режиссер взялся лично распределить мебельные ордерочки. Два раза Гайдай был рукой. Сначала чесал ногу Никулину, а потом хватал за нос Козодоева во сне. Свою последнюю роль - сумасшедшего игрока в казино - режиссер исполнил в "Дерибасовской", ставшей его последней картиной. Под конец Гайдай пристрастился к азартным играм. Сценарист Аркадий Инин, с которым режиссер работал последние 5 лет, видел: у измотанного болезнями комедиографа две отдушины. Сигареты, от которых режиссер, несмотря на плохие легкие, так и не смог отказаться, и игровые автоматы.
- Он просаживал серьезные деньги, - признает Инин. - И мог потом дома часами рассказывать Нине Павловне, что если бы крутанул "однорукого бандита" еще раз, то яблочки бы совпали с лимонами и тогда бы он сорвал банк. Меня это удивляло: умный же был человек!
Шурика писал с себя?
Инин признается, что хотел разгадать секрет гения Гайдая, но так и не смог.
- Он даже внешне не был похож на режиссера, - считает Аркадий Яковлевич. - Скромный, молчаливый, в сером пиджачке, сгорбленный, на голове хохолок - рядовой портрет, больше бы подошел какому-нибудь осветителю.
Может быть, тайна в фирменных приемах?
- Гайдай обожал погони и мастерски делал их, - говорит Инин. - В нашем совместном фильме "Частный детектив, или Операция "Кооперация" тоже была погоня. Я чувствовал: что-то Гайдаю не нравится. Потом пошел в кино и вижу: в погоне появилась кошка, снятая как-то отдельно и вставленная потом в картину. И именно в том месте зрители смеялись... Кстати, обратите внимание: черные кошки есть почти во всех фильмах Гайдая. Наверное, он считал, что они приносят удачу?
А может, все дело в какой-то особенной наблюдательности режиссера и умении наделять персонажей своими собственными чертами? Говорят же, что Шурика Гайдай писал с себя. Даже внешне актер и режиссер были похожи. Есть известная фотография, на которой Гайдай в очках с толстой роговой оправой прикуривает у Юрия Никулина. На ней режиссера от Демьяненко не отличить!
- Леня много своего вложил в Шурика, - уверена Гребешкова. - Свою наивность, равнодушие к материальным благам, неприспособленность к бытовой жизни. Всеми ремонтами квартир, машин, заменой лампочек, забиванием гвоздей я занималась сама. Сначала возмущалась: "Откуда у тебя руки растут?" А потом смирилась: что делать, если не дано человеку?
Дано Гайдаю было на порядок больше, чем не дано. Актриса Наталья Крачковская, открытая им и сыгравшая у него галерею ярких образов - от мадам Грицацуевой до жены управдома Бунши, утонула в определениях: столько всего в Гайдае было намешано.
- Леонид Иович был мрачным, замкнутым - и безумно веселым, - делится она. - Спокойный, уравновешенный и в то же время взрывной. Он был всякий. Творческий человек всегда очень разный.
- Вы знаете, Гайдай не любил слово "творчество".
- Да. Если слышал его от кого-то, говорил: "Не спеши, милок! Ты сейчас тут рисуешься, а пройдет время, и окажется, что ты был не мастер, а ремесленник". Но я думаю, что к Гайдаю не надо бояться применять слово "гений".
Фразы из фильмов на все времена
Жить - хорошо! А хорошо жить - еще лучше!
Нет такого мужа, который бы хоть на час не мечтал стать холостяком.
За чужой счет пьют даже трезвенники и язвенники.
Минуточку! Будьте добры, помедленнее! Я записываю!
Тост без вина - все равно что брачная ночь без невесты.
Наши люди в булочную на такси не ездят!
Все, что нажито непосильным трудом, все погибло: три магнитофона, три кинокамеры заграничные, портсигар отечественный, куртка замшевая...
Огласите весь список, пжалста...
Кто не работает, тот ест. Учись, студент!
Сабурова Ольга