Плывешь по залам в невысоком, пасторальном строении под названием "The Cube" в Холоне, смотришь, погружаешься. Я шла на этот "сеанс погружения" со своими коллегами, пишущими на иврите. Приехала очень рано, погуляла по парку Переса. Потом сидела на зеленой скамеечке, очень в стиле домиков Моне, садиков Моне. Видела, как очень разные люди входят на остров, на территорию Клода Моне. Потом мы шли маленькой группой, сидели на диванчике в комнате, имитирующей рабочий кабинет художника. Обсуждали жизнь и картины.
На эту тему
…Сын бакалейщика, не очень прилежный ученик в школе, но явно склонный к рисованию, юмору, оригинальности, - Клод Моне посвятил себя живописи очень рано и без остатка. Он не страшился ни нищеты, ни беспощадных критиков, ни временного неприятия публики. Он двигался вперед - и всю жизнь работал. Героически. Жертвенно. Страстно…
Из зала выходим на перрон. Вокзал "Сен-Лазар". Его художник рисовал многократно. Удивляясь и вникая в детали этого явления прогресса. А также дыма, шума, предвестия скоростей и горизонтов.
А вот его знаменитая "Прогулка с зонтиком". Копия грубовата, как почти все здесь. Висит в неудачном месте. Но напоминает о колыхании травы, о французском солнце и теплом небе. Как бы там ни было, но даже то, что люди посвящают время художнику, его жизни и сюжетам - важно. Полезно.
…Вот мама привела юную художницу, и та, примагниченная к палитре, стоящей на подставке, что-то обдумывает, склонив русую головку. А вот пара беседует о том, как ездили в Живерни, этот уникальный мир Моне. Он ведь там создавал не только свои картины, но и свой уникальный сад. И воплощал свои мечты, и свои идеи о том, как красота природы сливается с красотой искусства. Они едины. Они баснословны…
Посетители идут по японскому мостику, стоят у края пруда. Любуются разными деталями из биографии, из творческой лаборатории Моне. Кувшинки на пруду, тополя - в разное время суток в разном настроении, при разном свете. Тогда это была новация, реальная революция - использовать только естественное освещение. Создавать свои работы на пленэре, не замыкаясь в рамках, в пределах мастерской. Фасад собора, стог сена, маковое поле… Это герои картин, световых симфоний Клода Моне.
Читайте также
На выставке в Холоне очень трудно, безусловно, понять величие художника и прочувствовать в полной мере одухотворенность и восторг перед волшебством Моне. Но можно прикоснуться к нему, и хоть чуть-чуть внести в свою душу, в свои мысли его грандиозность, новаторство; задуматься о своем отношении к природе живописи, искусства вообще. Надо же с чего-то начинать.
И мечты увидеть все своими глазами, оказаться в музейном зале, где собраны подлинники, пролистать книги, в которых рассказано о Моне более выразительно и основательно, чем на стенах нынешней иммерсивной выставки-шоу, уже хороши.
Мне было особенно интересно в том фрагменте экспозиции, где надеваешь очки - и оказываешься в Живерни. Дом распахивает двери, снег синевато-сиреневой пышностью стелется под ноги. В золоте колосьев - васильки. Винно-алые маки с черными сердцевинами склоняют головки под торжественной иллюминацией солнца, неба, летнего дня. Кажется, сейчас скрипнет калитка. Выйдет человек с большой белой бородой, в широкополой шляпе, пригласит поговорить…
После выставки мне снился дом в глубине царственного сада, где розы так сияют, где густая зелень по-разному рифмуется с тенью и светом. Ироничный, требовательный, традиционно-ограниченный критик Луи Леруа хотел посмеяться, саркастичным пером припечатать изыски новаторов, и прежде всего розовый рассвет над Темзой работы Клода Моне. Леруа сказал, что это какое-то "впечатленчество", "импрессионизм". Хотел обидеть - но вышло иначе. Слово стало титулом. Насмешка стала формулой, названием, термином, за которым теперь и навсегда стоит безусловный и искренний, эксцентричный и теплый, прелестный мир. Живой, как сама жизнь.
Клод Моне прожил 86 лет. Создал свое, безраздельно ему принадлежащее королевство света. Вписал дивные строки в книгу импрессионизма. Был счастлив, бывал и в горести. Он знаменит так всесветно, что любое с ним связанное шоу, любая попытка представить его жизнь и картины публике, приблизить его летящие мазки и подарить их внимательному глазу оказываются интересными.
Стоит ли на эту иммерсивную историю идти? У меня нет однозначного ответа. Но как толчок, как первый шаг для неофитов, эта прогулка и вполне интересно прожитые полтора часа (тот максимум, который нужен для достаточного ознакомления) - подойдет.
Выставка продлится до февраля. Холон, "The Cube". Филиал Живерни…