Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Салат

А
А

Погоня за небом

Я бы взяла этот спектакль в репертуар одного из больших наших театров, потому что его уровень выше очень многих постановок из главных израильских афиш.

08.01.2023
Фото: пресс-служба театра

Ромен Гари - уникальный писатель. И дело даже не в том, что он смог дважды получить Гонкуровскую премию. Эксцентричный, героический, тонкий и трепетный, оставивший миру совершенно неповторимые по стилю, эстетике и человечности книги, он - словно отдельный остров. На котором можно обрести мудрость и оптимизм…

В студии сценических искусств Йорама Левинштейна режиссер Рафи Нив поставил спектакль "Воздушные змеи" по последнему роману писателя. Вскоре после создания этой книги Роман Кацев (так на самом деле звали человека, который стал известен как Ромен Гари и Эмиль Ажар, а еще использовал псевдонимы Шатан Бога, Фоско Синебальди…) покончил с собой. Дипломат, летчик, режиссер, мистификатор, он собственную судьбу написал, как жестокий и трогательный роман…

"Воздушных змеев" инсценировал Идо Риклин, который несколько лет назад поставил в беэр-шевском театре спектакль по своей пьесе. И вот - студенческая работа, аншлаги на протяжении всего декабря. У меня получилось просмотреть один из последних, дополнительных спектаклей. Знаю, что все организаторы заинтересованы в материалах, которые выходят в начале; в статьях, которые могут привлечь зрителей. Способствовать наполнению кассы. Я, в данном случае, в связи с этим спектаклем огорчительно опаздываю. Но и не написать было бы неверно…

Ромен Гари раскинул большое полотно - со сложным рельефом сюжетных линий, с размахом исторический панорамы. Театр, - а в данном случае студенческий, учебный театр, - сумел сконцентрировать все пласты, идеи романа в стройном и очень эффектном визуальном рассказе. Светлана Брегер умеет так "одеть" спектакль, что уже только одна отдельно взятая сценография несет афористично выраженную мысль. Лаконичное, - с пониманием истинно французского стиля, легендарного (именно всем и сразу понятного!) шарма, - умение создать роскошь и точность акцентов сразу делает этот спектакль серьезным и профессиональным. Условность здесь не от бедности, а от мысли…

Читайте также

Воздушные змеи, игрушка-мечта, игрушка-символ, треугольник воздушного змея - нота в основной теме, в главном смысловом контексте спектакля. В этом треугольнике, развернутом и немного смещенном в пространстве сцены, отражается документальное, реальное, стоп-кадры памяти. Обычно внедрение видеоматериала в театре выглядит грубо, чужеродно - но в этой работе все органично и взвешено… Богатство, статус показаны одним штрихом: распахиваются двери - и на изящном столике высится ваза с цветами. Крах, разбитые надежды, потеря всего, что составляло жизнь: ваза валяется среди оборванных лепестков…

…Мальчик Людо влюбился в девочку Лилу. Они были детьми - и она любила землянику с сахаром. Он готов был каждый день ждать ее на условленном месте с мешочком сахарной пудры и корзинкой земляники… Шли годы. Простой паренек не переставал любить и ждать свою белокурую аристократку. Через эту любовь перекатывались волны войны, потерь, страданий, унижений. Была немецкая оккупация, борьба в движении сопротивления. Людо ждал возвращения Лилы - и свободной Франции. Это ведь тоже своего рода "погоня за небом", выражаясь словами Ромена Гари: ждать, верить и не отступать ни пяди от маршрута надежды…

Любовь в тексте Ромена Гари, в "Воздушных змеях" - ключ и кладовая. Она не судит, не требует. Людо любит - и эта любовь созвучна самым высоким и человечным проявлениям духа. С истинной преданностью родине, с интернационализмом, с умением прощать, встать не место другого человека и даже постичь темные закоулки его души.

В спектакле много находок. Блистательно, как всегда точно создала костюмы Юдит Аарон. В костюмах, как в сценографии, есть серьезная мысль, фантазия¸ следование сути текста, режиссерскому замыслу. И поэтому так уравновешены форма и содержание, так высока окрыленность студенческих актерских работ.
Режиссер Рафи Нив необыкновенно внимателен к тексту, к драматургическим поворотам. Режиссер ведь должен умереть в актере? Так говорил автор заметок, ставших откровением для всего мирового театра? У Рафи Нива эти слова всегда претворяются в жизнь. Его актеры, - а я слежу за работами этого театрального мастера давно и очень пристально! - будто не текст говорят, не указаниям режиссера, педагога следуют. Они свободны, творят легко и от души, раскрепощены. Студенты прекрасно подготовлены, полностью подключены к материалу. И все детали, мозаичные элементы большого панно, в котором создателям удалось передать полифонию, трагизм и подлинную атмосферу романа, - работают, влияют на душу, вызывают ассоциации.

Я бы взяла этот спектакль в репертуар одного из больших наших театров, потому что его уровень выше очень многих постановок из главных израильских афиш. И еще я бы - на месте наших активных рекламообразователей, деятелей рекламы, в том числе и пишущих-вещающих на русском языке, обратила бы внимание на уровень, эстетику и глубину таких работ¸ как "Воздушные змеи". Это настоящий театр! Театр человечный, театр для думающих людей. Я прошу прощения у актеров, у тех, кто так органично и бережно, безоглядно и горячо играет в этом спектакле - я вас не называю поименно, но всем говорю спасибо, брависсимо!

В предисловии к спектаклю, в коротенькой преамбуле "от режиссера" Рафи Нив написал, что иногда "делаешь из своей жизни, своих идей, своих мечтаний воздушных змеев…". И отправляешься в "погоню за небом", - так, словами Ромена Гари, завершу я эти заметки.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке