Вторник

Почему этой зимой мы стали чаще болеть?

С чем это связано и почему люди вообще склонны болеть в холодное время года?

Вера Рыжикова
01.02.2023
Источник:НЭП

Медики фиксируют резкий рост простуд, гриппа и других респираторных заболеваний. С чем это связано и почему люди вообще склонны болеть в холодное время года? Несмотря на кажущуюся очевидность, ученые, похоже, впервые внятно объяснили феномен зимних простуд.

Начиная с ноября Северное полушарие нашей планеты столкнулось с невиданной за последние годы волной гриппа и других респираторных заболеваний, а также новыми вариантами коронавируса и бактериальными инфекциями, в том числе стрептококком группы А. Многие медики убеждены, что именно строгие меры изоляции и масочный режим в прошлом и позапрошлом годах не позволили человеческой популяции выработать коллективный иммунитет против простуд, как это случалось в допандемийные годы. И сейчас, когда мы наконец избавились от масок, начинаем платить по счетам.

"Эпидемиология - наука сложная, и неправильно было бы объяснять те или иные процессы одной причиной", - отмечает в статье на Israel21c ведущий эпидемиолог университетской больницы "Хадасса" профессор Хагай Левин.

Помимо ослабления контроля за инфекциями после двух лет строгих ограничений он называет еще несколько факторов. И в первую очередь речь идет о погоде. Для роста заболеваемости холода не обязательны, достаточно прохладной средиземноморской зимы. Мы все равно чаще находимся в закрытых помещениях, где вирусу легче распространяться.

Интересный момент. Все мы по собственному опыту знаем, что зимой люди болеют чаще. Но полноценного научного объяснения связи между холодом и респираторными заболеваниями до декабря 2022 года не существовало. Теперь есть исследование группы ученых из Бостона, опубликованное в авторитетном научном издании The Journal of Allergy and Clinical Immunology. Наблюдая пациентов в Массачусетском госпитале глазных и ушных болезней, они установили, что снижение температуры воздуха всего на 5 градусов по Цельсию вдвое уменьшает способность организма сопротивляться инфекции. Дело - в носе.

"Нос - первый защитный барьер и первая точка контакта с внешним миром, - объясняет в публикации на сайте Healthline один из участников исследования доктор Бенджамин Блейер. - После того как вирусы проникают в полости носа, защитные клетки активизируются, чтобы объединиться и уничтожить патогены".

Это выглядит следующим образом: как только клетки передней части носа обнаруживают вирусы и бактерии, они выделяют внеклеточные везикулы - миллиарды крошечных мешочков, заполненных жидкостью. Те содержат молекулы микроРНК (так называемые малые некодирующие молекулы РНК длиной около 22 нуклеотидов). Соединяясь со слизью, они окружают и атакуют возбудителей раньше, чем те получат шанс заразить клетки и вызвать серьезную инфекцию в организме.

Однако, согласно результатам исследования, низкие температуры значительно ослабляют иммунный ответ. Снижение температуры всего на 5 градусов привело к резкому уменьшению числа внеклеточных везикул и снижению их эффективности. В результате вирусу стало легче прикрепляться к клеткам носовой полости и проникать внутрь.