В пасторальном поселке, построенном 140 лет назад белорусскими евреями при финансовой помощи барона Ротшильда, и названном в честь мамы барона Мазкерет-Батья, живет теперь талантливый российский актер Семен Штейнберг.
В недавнем прошлом он был сотоварищем беспримерного творческого братства, умного и острого театра "Гоголь-Центр". Семен сыграл в этом театре много интереснейших ролей. Одной из лучших можно считать роль Чичикова в блестящем спектакле Кирилла Серебренникова "Мертвые души".
Мне вообще очень импонирует стиль этого артиста, романтичная, очень юная и светлая природа его дарования, его яркая индивидуальность. Семен Штейнберг - актер из моего мира. Теперь он стал моим собеседником - новый репатриант и новый достойный участник культурного процесса и пестрого театрального пейзажа нашей страны.
Готовясь к нашей беседе, я вспоминала спектакль с его участием, поставленный по великой и сегодня так актуально, так грозно звучащей гоголевской книге.
Чичиков - это и метафора, и одновременно живой персонаж; он и авантюрист, и в чем-то простак, носитель и выразитель извечной тайны русской души, которая, по традиции, окружена предрассудками, и отличается расхлябанностью и бестолковостью, ленью и велеречивостью… Я с особым ощущением новизны и актуальности перечитала поэму Гоголя.
"В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки...".
Читайте также
Семен Штейнберг и его семья - жена, актриса Ирина и двое их сыновей - уже почти год осваивают израильские просторы. Семен грузит в машину реквизит и едет играть спектакль, который родился в Израиле. Едет в небольшие залы или на квартирники, - к тем зрителям, которые любят, ценят и хотят видеть настоящий театр. И с восторгом, удивленно-благоговейно актер делится со мной впечатлениями: "…И такая интеллигентная публика приходит!..".
Я хочу расспросить Семена о многом; но наш основной информационный повод - спектакль, который возник в Израиле и будет показан в рамках ежегодного фестиваля "Jaffa-Fest": "Я - Марлен: история одной фотографии". Так называется эта театральная фантазия, в которой оказались соединенными реальная кинодива Марлен Дитрих, писатель Константин Паустовский и персонажи его рассказа "Телеграмма". Режиссер спектакля и автор идеи Савва Савельев. Партнерша Семена в этом спектакле - Лиза Янковская. Премьера состоялась на Кипре. А репетировали в Международном центре танца Сюзан Далаль в Тель-Авиве.
- Как вам живется? Как проходит процесс акклиматизации?
- Странно. Интересно. Жарко.
- В Мазкерет-Батья жарко сейчас?
- Жарко… Но есть кондиционер…
- Почему вы выбрали это экзотическое, на мой взгляд, место? Почему именно Мазкерет-Батья?
- Случайно. Мы первое время жили у родственников в Ашкелоне. Искали жилье. Увидели это, и нам понравилось. Дети здесь пошли в школу. Наш младший занимается музыкой - тут нашли хорошего педагога. Дети все одобрили. Вот и поселились…
- Я знаю, что у вас есть проекты, съемки в России…
- Да, друзья-коллеги приглашают. После закрытия "Гоголь-центра" все стало сложно и неясно. Встал вопрос: что делать? Раньше вся жизнь, вся энергия, все силы были сфокусированы в театре. Театр закрыли в конце прошлого сезона, тогда начинался отпуск, многие разъехались…
- …Занавес упал внезапно?..
- …Да, и возник вопрос: что делать дальше? Начался совершенно новый пласт… Новое время. Новая, другая жизнь.
- И какая она?
- Все по-другому! Другая страна. Непривычный пейзаж за окном. Вроде бы рядом со мной люди из одного гнезда, из одной когорты - но все по-другому. Другой мир…
- И что нового проявил переезд в вас? В вашем характере? Вы изменились за то время, что живете в Израиле?
- Здесь я столкнулся с тем, что все приходится делать самому. Залы, реквизит, организация процесса - все нужно обеспечивать самостоятельно… Прежде я этого избегал, не было такой необходимости. Теперь хочется попытаться еще что-то осуществить - новое, другое. Заявить о себе. Есть стимул. Я изменился ментально. Я это чувствую. Тут все, что происходит, идет не по плану. И я не строю долговременных программ, плыву в потоке. Следую за тем, что мне интересно.
- "Три космонавта" - ваша театральная работа для детей…
- …Да, мы с женой сделали ее на базе театра "Гешер"… Все, что я здесь играю, проживаю - это новый, непривычный жанр. Новое для меня совершенно. Но я без этого, без своей профессии жить не могу. Это я знаю точно.
- И что самое интересное?
- Люди! Я здесь познакомился с невероятными людьми. Мы репетировали спектакль "Я - Марлен" в Центре Сюзан Далаль. И нам помогали чудесные люди. И повсюду, где я бывал, встречаются очень интересные люди. Моя жена участвует в спектакле, - очень хорошем, кстати, - про Айседору Дункан…
- …Который поставил Виталий Новик?
- …Да. И я удивился, какая интеллигентная, просто суперинтеллигентная публика пришла… Это очень здорово!
- Вы в спектакле про Марлен играете Ремарка?
- У меня там много ролей: и сосед Тиша, и Жан Габен…
- Она ведь очень непростая была: дива, немка, отринутая немцами, капризная, эксцентричная Марлен Дитрих…
- …И с матерью, и с дочерью у нее все очень непросто складывалось… На ассоциациях, на перекличках обстоятельств ее жизни и рассказа Паустовского, в который Дитрих была просто влюблена, - и был построен, рожден наш спектакль. Он - о странной связи искусства, литературы, с повседневной жизнью. Основой для этой работы послужила также книга дочери Марлен - Марии Рива. Книга называется "Моя мать Марлен Дитрих".
- Вы летаете в Россию, там еще есть какой-то проект?
- Есть спектакль "Мизери", в котором я играю.
- По Стивену Кингу?
- Да.
- Что вам пришлось по вкусу из израильского кулинарного спектра? Чем питаетесь?
- Ну, шварму и фалафель можно купить и в Москве… А нравятся фрукты, сезонные овощи. Авокадо, арбузы, манго…
- Я слыхала, что фирменный дорогой гардероб вас не слишком волнует?..
- Мы живем недалеко от такого места, которое называется Цомет Било. Там много разных торговых точек, и бывают хорошие скидки.
- Вы уже успели посмотреть израильский театр?
- Да, кое-что посмотрел. Мне пока трудно составить целостное мнение. Я еще только начинаю знакомство с театрами Израиля.
- Что вы сейчас читаете?
- Читаю книгу Густава Майринка "Голем". Кто только не обращался к этому явлению, к этой теме! Умберто Эко, Пелевин, Питер Акройд… Вот и я увлекся, много об этом думаю.
- Будет спектакль?
- Пока не знаю. Мне кажется интересной задача найти коннотацию для этого известного образа, определить его место в современном мире. В изменившемся до неузнаваемости мире.
- У вас есть девиз, заветный афоризм?
- Наверное, такой: Поступай, как должно, и пусть будет, что будет.
Семен Штейнберг теперь живет в Израиле. Осваивает новые реалии, узнает особенности страны. В городке, названном бароном Ротшильдом в память о любимой маме Бетти, горят на солнце неоновым светом нестареющие алые и фиолетовые кусты. Манго в вазе источает зрелую сладость лета, а оно у нас долгое-долгое. Золотая карета жары катит с небес к земле. И мы этим золотом окружены. 30 июня и 1 июля в театре "Гешер" смотрим спектакль "Я - Марлен". Уверена - будет интересно!