Мощный бостонский полицейский, похожий на Эштона Кутчера (не спрашивайте, так я представил), соль американской земли, весь из себя орнаментальный ирландец, внезапно начинает испытывать едва ощутимое, но вполне осознанное, беспокойство. То он, в порыве необъяснимого гнева, принимается орать на своих близких (с чего бы вдруг?), то разбивает в дребезги любимый графинчик жены, то ему приходиться недоуменно отмахиваться на вопрос лучшего друга (тоже полицейского): "Джо, с тобой все в порядке?"
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
С Джо все в порядке. Прошел год после трагедии бостонского марафона, он искренно дарит, как может дарить полицейский, покой и порядок своей стране и городу, он симпатичен в своих поступках, любит многочисленную семью (четверка детей - а то как же, Джо и его жена католики, а здесь разнообразные контрацептивы не канают..), он фанат американского футбола… Двадцать лет честной службы, десять лет до пенсии, а там заживем, я обещаю тебе, моя милая женушка…
И все же… Как-то надо объяснить эти бессмысленные вспышки неуправляемого гнева, эту странную неловкость, из-за которой бьются графинчики и прочая утварь, эту непреодолимую тупость в неспособности связно составить полицейский раппорт… То, что раньше означало "элементарно просто", потому что просто не замечалось.
Да, все-таки, наверное, надо идти… Надо.
И, вот он раппорт. На сей раз уже врачебный. "У вас болезнь Хантингтона", - сообщает Джо врач, похожая на Милу Кунис (не спрашивайте, так я представил)…
Вообще, всякая именная болезнь, как правило, фатальная. От нее нет излечения и, как родимое пятно, с ней придется идти до конца. Ну разве, что болезнь Боткина не столь безнадежна… Хотя я помню, как моя подруга (нам было по двадцать) внезапно пожелтела, глаза ее превратились в желток, а мне врач посоветовал принимать интерферон (уже не помню какой). Но все, правда, обошлось - она вышла замуж за другого.
Вернусь к Джо. Болезнь Хантингтона (доктор -милая Мила - беспощадна в своей правде) гарантировано уничтожит его тело и разум в ближайшие 15 лет, к тому же она генетическая. "Гены, которые мы наследуем от родителей, упакованы в структуры, называющиеся хромосомами. У всех нас по двадцать три пары хромосом. Каждая пара хромосом состоит из одной, полученной от матери, и одной от отца. Наши гены выстроены вдоль хромосом, как бусины на нитке. Гены можно представить себе как рецепты. Они - указание телу о том, как вырабатывать белок, и обо всем, начиная от цвета глаз до предрасположенности к болезням. Буквы и слова, из которых состоят рецепты генов, называются ДНК. Вместо наших АБВ алфавит ДНК использует А, Т, Ц и Г." - рассказывает уже другой врач, эксперт по генетике. - У каждого вашего ребенка имеется шанс равный 50 процентам на то, что он получил от вас дефектный ген".
"Ребенки" Джо уже давно не ребенки. Одна - балерина. Вторая - преподаватель йоги. Один - старшеклассник. Другой - молодой отец новорожденного, внука Джо…
Всех их папа Джо сбросил в яму страшной статистики. Врач предлагает им сделать генетическую проверку… Зачем? Всего лишь для того, чтобы знать - лечение им никто не обещает.
Знания, как известно, умножают печали и вся семья О' Брайен погружаются в пучину выбора: знать или не знать?
А Джо болеет, у него обостряются жесточайшие приступы хореи - непроизвольных телодвижений, когда он, будто пьяный, бессмысленно размахивает руками, выделывая нелепые, почти комические, ужимки… Джо ранит тех, кто ему близок: и в самом простом, дистанционном, смысле, и в самом сложном, мотивационном.
Ему приходится уйти с работы. До пенсии еще далеко…. Он извивается, ноги бесконтрольно исполняют танец непослушания, кулаки крушат стены дома. Реально-приобретенная трагедия положений вместо комической комедии положений, которую Джо заслужил посмотреть в театре. Увы, театр ему уже не доступен. Джо - узник замка Хантингтон.
А рядом, с ним под одной крышей все его четверо детей с генетической бомбой в клетках. Бомбой, которую он подарил им по наследству.
Наконец, они решаются…
Лайза Дженова - американская писательница и нейробиолог, тематика ее книг - безнадежные болезни, с которыми приходится жить. Не могу сказать, что Лайза высочайший мастер слова, все-таки ее произведения немного напоминают врачебную хронику нежели литературу, но, тем не менее, очень рекомендую ее работы. Я, правда, не всю ее охватил, но "Все еще Эллис" (экранизирован с "Оскаром"), "Моя темная сторона" и "Семья О'Брайен", поверьте, заслуживают вашего читательского времени.
Моя оценка "Семьи…" - 9/10