Ева Левит, она же Эстер Сегаль, в начале 2000-х стала одной из самых ярких звезд русскоязычных СМИ. Ее авторская программа на 9-м канале, посвященная еврейской традиции, была, вопреки прогнозам, очень и очень популярной. Ее личная жизнь, особенно тот факт, что эта красивая женщина - мать пятерых близнецов, бурно обсуждалась. А ведь было еще и многое другое - книги, статьи, лекции, приглашения вести престижные мероприятия… Затем был столь же внезапный для многих отход Евы от религиозного образа жизни, что тоже очень бурно обсуждалось, а некоторыми и осуждалось. Однако звездой Ева Левит все равно осталась. Правда, теперь уже в основном для антиклерикалов, видевших в ее шаге доказательство, что умному образованному человеку среди "мракобесов" делать нечего. А несколько лет назад к их великому разочарованию Ева вернулась в мир, от которого вроде бы отказалась, и сейчас присутствует в соцсетях в качестве одной из страстных защитниц традиционных ценностей. О том, с чем связаны столь крутые повороты судьбы, и как ей видится то, что происходит в Израиле сегодня, мы поговорили с Эстер-Евой.
- Ева, в начале 2000-х годов вы были одной из самых популярных фигур на "русской" улице. Вашу передачу на "Девятке", посвященную еврейской традиции, смотрели десятки тысяч человек. Вас узнавали на улицах, подробности вашей личной жизни обсуждались на кухнях, многие женщины хотели быть похожими на вас… Каково это - быть столь популярной? И что она вам дала?
- Не знаю, насколько верно то, что вы сказали, но определенная популярность у меня действительно была. А это всегда открывает большие возможности и одновременно, создает большие соблазны. Возможности заключались в том влиянии, какое любой ставший более-менее известным человек может оказывать на других людей. Я могла помогать окружающим стать чуть лучше, а именно для этого мы и рождаемся. В связи с этим могу вспомнить диалог основателя ХАБАДа рабби Шнеура-Залмана с его хасидом по имени Пинхас. Узнал, что тот выстроил себе огромный особняк, ребе спросил:
"Пинхас, зачем тебе такое большое жилище?"
Дескать, не слишком ли разыгралась твоя гордыня.
"Понимаете, Ребе, - ответил Пинхас, - когда у меня появился самый большой дом в местечке, люди стали собираться в нем на уроки Торы или для того, чтобы обсудить разные проблемы общины. И я устраивал для них трапезы, щедро их потчуя. Так что теперь, когда я прихожу к ним с просьбой пожертвовать на приданое для бедной невесты, оплату учебы сирот и другие благие цели, им неудобно мне отказывать".
И ребе сказал:
"Пинхас, тебе действительно нужен большой дом!"
Вот и передо мной пришедшая тогда популярность открыла некие новые горизонты.
А что касается соблазнов, то главный - опасность возгордиться. Но это не моя история. Хотя многие меня обвиняли в гордыне: им казалось, что я разговариваю с людьми свысока, слишком задираю нос. Хотя, честное слово, этого никогда не было. Может, у людей возникало такое впечатление потому, что у меня рост под метр восемьдесят плюс каблуки, в связи с чем у них во время общения со мной возникал некий дискомфорт. А вот вторая опасность меня не миновала: чем выше поднимешься, тем ниже падаешь. Увы…
- А когда и почему вы ушли с "Девятки"?
- Ну, что значит "ушла"? У канала сменился владелец, и вслед за этим там многое, если не все, начало меняться. Если прежний владелец канала Лев Леваев настаивал, чтобы хоть раз в неделю выходила часовая передача, посвященная иудаизму и традиции, то новый посчитал это абсолютно ненужным, о чем мне прямо и заявил. "Это не приносит нам рейтинг", - объяснил он. Меня на какое-то время перевели в новостную службу, но новости - это совершенно не мое, так что никаких претензий по поводу увольнения у меня нет. С канала тогда, как вы помните, уволили многих журналистов, и он стал совершенно другим.
- А что побудило вас на несколько лет отойти от религиозного образа жизни? Это был некий мировоззренческий, экзистенциальный кризис, или дело все же в чем-то другом?
- Вне сомнения, мировоззренческий кризис, но у него были глубокие психологические корни. Я поняла это позже, уже после того, как получила вторую степень по психологии и прошла обучение на массе различных курсов, включая курсы коучеров и нейролингвистического программирования. Дело в том, что в детстве я училась в одной из ленинградских восьмилеток. Уже сам этот факт многое говорит о том, что за публика там была. Из всего моего класса лишь двое-трое получили высшее образование, остальные сразу после школы отправились в ПТУ со всеми вытекающими последствиями. И, разумеется, в школе были очень сильны антисемитские настроения. Когда мне было девять лет, однажды зимой после школы группа мальчишек - их было больше десяти - отволокла на футбольную площадку и, повалив на лед с криком "Жидовка!", стала избивать ногами. Били очень долго - мне, по крайней мере, это показалось вечностью, - пока им не надоело. Я, естественно, сгруппировалась, пыталась защитить лицо, к тому же на мне было пальто на ватине, на шее шарф, зимняя шапка, и это смягчило удары. Я лежала на земле и думала: "За что?!" Меня называли жидовкой и раньше, но били за это в первый раз. Я лежала на льду и понимала, что вот-вот расплачусь, и это будет унизительно. Или сойду с ума, сломаюсь, впаду в отчаяние. И тогда я стала твердить, как мантру: "Я ничего не чувствую! Мне все равно". Видимо, это заклинание вошло внутрь моей натуры так глубоко, что когда все это закончилось, я поняла, что на самом деле ничего не чувствую.
В таком состоянии - "Я ничего не чувствую, мне все равно" - я прожила с девяти до тридцати пяти лет. Я не знала, что такое кризис подросткового возраста, что такое первая любовь и т.д., все это прошло мимо меня. Я измеряла реальность исключительно логикой и прагматизмом. И поэтому хорошо помню, как начала снова чувствовать. Как вы знаете, я родила пятерню. Не могу сказать, что сразу же по-настоящему почувствовала, что такое материнство. Во-первых, я была совершенно неэмоциональным человеком. А во-вторых, пятерых беспокойных малышей надо было пеленать, кормить и т.д., это напоминало бесконечный конвейер, и в какой-то момент я осознала, что, приведя в этот мир пятерых детей, не ощущаю себя матерью. Меня это напугало - такое не могло быть нормой. И тогда я сказала себе: "Я хочу почувствовать, что такое материнская любовь". И, видимо, это сняло установку "Я ничего не чувствую! Мне все равно!" Тогда я родила еще одного ребенка и именно с того момента стала понимать, что такое любовь и что такое нежность. У меня вдруг снова включились эмоции…
- Но это никак не объясняет вашего возвращения к светскому образу жизни…
- Погодите, мы как раз к этому подходим. Когда я снова начала чувствовать, эмоции меня захлестнули. И Тора, которой я столько училась, которая представлялась мне правильной, гармоничной, очень логичной, отвечающей на все вопросы - в отличие от философии, которую я сдавала в рамках кандидатского минимума, когда училась в аспирантуре, - вдруг перестала быть таковой. У меня снова возник вопрос, почему Бог создал мир, в котором столько зла и боли. Теоретически я, разумеется, знала ответы наших великих книг на этот вопрос, но впервые пропустив его через сердце, начала понимать, что ответы меня не удовлетворяют. И начался мой бунт против Бога, Он перестал на тот момент мне нравиться. А поскольку фраза "Бог мне не симпатичен" абсурдна, то куда легче сказать, что Его просто нет, что наш мир - это порождение случайного хаотичного движения частиц. И я решила уйти из системы, которая перестала меня удовлетворять на эмоциональном уровне. Это был своего рода подростковый кризис, тот самый, через который мне не довелось пройти в свое время.
- С чего же началось ваше "возвращение к ответу"?
- До этого было еще далеко. Несколько лет во мне все бурлило, пока я не поняла, насколько это глупо. Я на собственном опыте убедилась в справедливости слов наших учителей, что когда еврей начинает есть некошерное, то это закрывает у него сосуды разума и не дает возможности ясно мыслить. В связи с этим я вспоминаю историю, которая произошла уже с шестым Любавичским ребе, Йосефом-Ицхаком Шнеерсоном, когда он сидел в тюрьме на Шпалерной в Ленинграде. Следователь, бывший, увы, как и многие другие сотрудники НКВД, евреем и членом Евсекции, сказал ему: "Ребе, расскажите мне, в чем суть вашего учения. Я тоже из семьи хасидов, может быть, пойму!" И Ребе ответил: "Если ты с сегодняшнего дня начнешь есть только кошерную пищу, то, возможно, через два-три месяца у тебя появится шанс потихоньку начать что-то понимать". Понятно, что Ребе не стал объяснять ему, как обмен клеток на материальном уровне влияет на очищение души. Но сегодня мы легко можем связать одно с другим. По крайней мере, тем, кто верит, что в теле обитает душа, и знаком с хасидской литературой, это не сложно. Так что, повторю: когда я отказалась от соблюдения практически всех заповедей, включая кашрут, это очень сильно повлияло на мою способность ясно мыслить. В таком состоянии прошло несколько лет, пока я не поняла, что теперь скучаю по смыслу, по железной логике иудаизма, и вернулась к еврейским книгам. На самом деле я никогда их полностью не оставляла, но теперь вернулась к их чтению с еще большей интенсивностью. И это, безусловно, принесло свои плоды. Потому что чем больше ты отведываешь от Древа Жизни, которым является Тора, тем сильнее этот процесс тебя меняет. Я стала возвращаться, но уже на новом уровне. Если раньше я принимала Тору на уровне мозга нетто, то теперь это и на уровне разума, и на уровне сердца. И в этом новом качестве я себе нравлюсь гораздо больше.
- Как к этим переменам отнеслись близкие, прежде всего, дети?
- Дети, конечно, очень переживали и постоянно молились, чтобы мама снова стала прежней. Разумеется, мой отход от иудаизма создал множество проблем и на многое повлиял. Религиозный мир, как известно, очень суров и не склонен к прощению. К примеру, дочке классная руководительница говорила:
"Ты понимаешь, что мама испортила тебе будущее? Теперь ни один мальчик из приличной семьи на тебе не женится!"
Но эти страхи оказались напрасными. Трое моих детей уже создали замечательные хасидские семьи. Но, повторю, реакция детей была тяжелая, и это, конечно, остается на моей совести.
- Их стали травить?
- Нет, ни в коем случае. Одна из дочерей ушла из религиозной школы, но это был сугубо ее личный выбор. Все остальные остались в рамках ХАБАДа, никто их не травил. Ощущение, что теперь они люди второго сорта, у них, конечно, на какой-то период возникло, но они благополучно это преодолели. Я бы даже сказала, вышли с бонусом: еще больше укрепились в вере. А вот реакция окружающих была разной. У тех, кого я, благодаря популярности, о которой вы говорили, приблизила к иудаизму, мой отход породил разочарование и обиду, и я это тоже понимаю и принимаю. Их отношение ко мне изменилось, меня стали считать "флюгером". Если говорить о травле, то она в какой-то степени продолжается и сегодня, но подвергает меня ей светская, антирелигиозная, я бы даже сказала, антисемитская (увы, и такое явление в нашей стране имеется) публика. В социальных сетях меня подвергают самому настоящему шеймингу. Но мне это совершенно не мешает, ибо, во-первых, меня вообще очень слабо волнует мнение обо мне окружающих, тем более таких неуважаемых. А во-вторых, я убеждена, что все в этом мире происходит именно так, как должно происходить: даже мельчайший элемент мироздания управляется лишь волей Творца.
- Что вам дал опыт светской жизни, в чем обогатил?
- На какой-то момент я стала своей в светском мире, и сейчас он меня активно отторгает. Но если он что-то и дал, то только одно: возможность лучше понимать другого человека, совершенно отличного от тебя по взглядам, жизненному опыту, культурному багажу и т.д. И это очень важно, когда ко мне как к психологу люди обращаются со своими внутренними конфликтами, когнитивными, личными и другими проблемами. Я пытаюсь конвертировать любой свой жизненный опыт в некие инструменты, с помощью которых могу помочь людям и сделать мир лучше, поскольку, как уже сказала, именно для этого мы в этот мир и приходим. Но ничего другого мой светский опыт не дал. Ведь я пришла в религию из светского сообщества, когда мне было 23 года. Хотя… С точки зрения обогащения какими-то культурными ценностями я открыла для себя новый мир в музыке. Я дочь композитора, мама тоже была ревностной поклонницей классической музыки, я все детство провела в филармонии, и мир русского и зарубежного рока оставался для меня совершенно закрытым. Так что о существовании моей ныне любимой группы "Animals" я узнала лишь после того, как сняла юбку и надела джинсы. Что касается театра, то театралкой я была всегда, любила и люблю хорошие спектакли. Больше ничего такого, что меня реально обогатило, я вспомнить не могу. Ничего! По большому счету, это был совершенно бессмысленный период в моей жизни.
- На "русской" улице ходило много слухов о вашем разводе и его причинах, а потом о новом замужестве. Говорят, вы сейчас счастливы с новым мужем и совершили процесс "возвращения к ответу" вместе с ним. То есть вначале, как я понимаю, у вас была светская семья…
- Нет, муж всегда соблюдал в определенной степени еврейские традиции. Когда мы с ним встретились, он меня в этом смысле сильно "обгонял", а сейчас, похоже, уже я "обогнала" его. Но наша встреча, безусловно, была дарована Свыше. Началось все с того, что мне позвонила незнакомая сваха - вот вам плоды популярности! - и говорит: "У меня есть для тебя прекрасный парень!" Я тогда только развелась, развод был безумно тяжелый, у меня шестеро детей, и на тот момент ничего не хотела, кроме ощущения свободы, потому и сказала категорическое "нет!" Но она продолжала звонить снова и снова, пока я не поняла, что мне будет проще встретиться с этим "замечательным парнем", сказать "нет" ему и дать свахе ощущение, что она свое дело сделала. Мы встретились, он действительно оказался прекрасным человеком, это было очевидно с первого взгляда. Но я объяснила, что совершенно не готова к браку, и ему следует искать кого-то другого, кто действительно хочет замуж и родит ему детей. Спустя четыре года мы по воле Творца снова встретились, пошли выпить кофе, назначили новую встречу, а после четвертой подали заявление в раввинат и стали искать квартиру, чтобы съехаться. Так что сваха оказалась права. Видимо, было у нее, то, что у нас принято называть "чуйкой". И все-таки четыре года мы потеряли. Точнее, муж потерял их по моей вине, но я не думаю, что тогда у нас могло что-нибудь получиться. А вот теперь получилось! Мы женаты, у нас растет малыш, которому почти три годика. Как говорится, дай Бог, чтоб и дальше было не хуже.
- Ваше окружение снова стало сугубо религиозным, или вы сохранили отношения со светскими друзьями?
- Нет, у нас очень пестрый круг общения. Мы живем в светском районе, вся наша родня, кроме моих детей, светские люди, то же можно сказать о друзьях. Уход из религии и возвращение в нее вообще никак не повлияли на мой круг общения: светские друзья остались друзьями, религиозные подруги остались подругами и тогда, когда я отошла от религии. Но если перипетии моей личной жизни никак не сказались на ближайшем круге общения, то, к моему очень и очень большому сожалению, то, что происходит в стране в последнее время, особенно в последний год, сильно повлияло на мои отношения с теми, кого я считала коллегами или добрыми знакомыми. Все эти демонстрации, истерия, лозунги очень разобщают людей, и это я знаю как по собственному опыту, так и по опыту многих близких мне людей.
- Как вы сами для себя объясняете, почему это произошло, и куда мы сегодня идем?
- Не думаю, что многим понравится то, что я сейчас скажу. Вероятно, вы обвините меня в том, что я сторонница конспирологической теории, но я на самом деле так думаю и не стыжусь этого. Я убеждена, что за всем происходящим стоят те же самые кукловоды и преследуют ту же цель, которую преследовали всегда: уничтожить дух еврейского народа. Именно дух, поскольку времена поменялись, и "окончательно" решать "еврейский вопрос" с помощью газовых камер стало невозможно. Но вся еврейская история свидетельствует о том, что если растоптать нашу самоидентификацию в качестве народа, имеющего особую духовную миссию, мы перестанем существовать. Поэтому и идет такая страшная война против всего, что связано с понятием "еврейское". Не израильское, а именно еврейское! Я не могу сказать, что это правительство уж очень мне симпатично. Скорее, наоборот: на мой взгляд, большинство нынешних министров не дотягивают до уровня лидеров прошлого. Вместе с тем я убеждена, что Нетаниягу обязан удержаться на своей позиции. При всех его недостатках, при множестве допущенных им в прошлом ошибок, из-за которых в том числе - но именно в том числе, а не только поэтому! - мы пришли к тому, что имеем сегодня. Я не вижу другой фигуры, которая может остановить нынешнюю вакханалию и не допустить новой катастрофы. Под катастрофой я имею в виду не только наше физическое уничтожение. Хотя, как мы убедились 7 октября, нас по-прежнему хотят уничтожить и физически, но прежде всего именно ментальную, моральную катастрофу. Без осознания, что Израиль - это еврейское государство, мы просто не сможем существовать. Это нонсенс, абсурд! Речь идет о целенаправленной и, вне сомнения, стоящей огромных денег кампании, ставящей целью отстранение правительства. Когда это не получилось с помощью демонстраций, эти люди перешли к следующему этапу, который мы и наблюдаем сегодня. Главная их цель, повторю, заключается в убийстве еврейского духа страны. И хотя я никогда не голосовала за Нетаниягу, сейчас желаю ему здоровья и сил, чтобы выстоять. Мы не можем допустить, чтобы наши жертвы были напрасными. Я говорю и о девочках и мальчиках с фестиваля "Нова", и о наших павших бойцах, и о тех, кто продолжает делать святое дело с оружием в руках. ХАМАС и все наши враги в этом случае только усилятся, и дальнейшее существование Израиля окажется под большим вопросом. Мне кажется, самые мрачные предсказания наших пророков относятся именно к нынешнему времени. Я просто не вижу в истории других периодов, которые имели было столько буквальных совпадений с написанным в древних книгах.
- Вы хотите сказать, что события 7 октября не стали для вас неожиданностью?
- Увы. Я всегда говорила, что надо готовиться к погромам и их отражению. Более того, убеждена, что будет повторение событий 7 октября или попытка их повторить, если мы сейчас уступим. Если не уступим, то опять получим лишь короткую фору во времени, не более того. Неожиданностью случившееся стало лишь в том смысле, что, как я думала, это произойдет года через два. Мне казалось, что они все еще не готовы. Да они и не были готовы и не смогли бы совершить прорыв через границу, если бы внутри страны не была создана соответствующая ситуация. Немалая проблема заключается в том, что когда мы озвучиваем цели идущей войны, на мой взгляд, мы лжем и себе, и миру. Наша истинная цель не в том, чтобы вернуть заложников, хотя понятно, что в идеале хотелось бы всех вернуть живыми, и делать это надо было еще 8 октября. Истинная цель должна заключаться в том, чтобы вернуть себе свою землю до последней пяди. Арабы почему-то не стесняются заявлять, что это якобы их земля, и они хотят ее получить целиком, от реки и до моря. А мы боимся произнести это вслух, опасаясь международных санкций. И пусть это вполне обоснованные с точки зрения человеческой логики опасения, но мне думается, произнеси мы вслух, что боремся за полное возвращение и в идеале еще и расширение Святой земли, то удостоились бы куда большей помощи Творца. Он, конечно, и так всегда помогает нам, и доказательством тому являются чудеса, которые, по рассказам наших ребят, ежедневно, если не ежечасно, они наблюдают в Газе. Но все это помощь на скрытом, индивидуальном уровне. А вот если бы мы озвучили правильно общенациональную задачу, то наверняка удостоились бы открытых чудес, как это было в 1967 году или во время Войны в Персидском заливе.
- Вы довольно активны в соцсетях, у вас немало подписчиков.
- Мне важно донести до людей свою позицию и разоблачать ложь, лицемерие и истинные цели тех, кто стоит за нынешней вакханалией. И если мне удается хоть как-то повлиять на образ мышления людей, которые еще способны самостоятельно делать выводы, значит, все это - не зря. Ярость, которую нередко обрушивают на мои посты, это подтверждает.