В минувшие выходные менеджеров одной из ведущих торговых сетей Израиля вызвали на срочное заседание. Тема на повестке дня: как сделать так, чтобы снижение доходов в январе не продолжилось и в ближайший месяц.
"Рынок находится не в лучшем состоянии, израильтяне начали сокращать количество покупок в супермаркетах, - говорит руководитель той же сети. - Все больше и больше покупателей приходят в супермаркет со списком покупок, чтобы сэкономить. Они стараются избегать импульсивных или эмоциональных покупок. Вы видите, как они ходят по супермаркету целеустремленно, стараясь не обращать внимание на новые товары и не поддаваться искушению акциями. В феврале мы решили выйти с более выгодными предложениями, чем обычно. Израильтяне, как правило, покупают больше продуктов, чем им действительно нужно, а потом часть продуктов выбрасывают - так что теперь они, вероятно, будут выбрасывать меньше продуктов".
Руководители торговых сетей рассказали в минувшие выходные о снижении потребления в январе на 3-4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Снижение является более резким, если принять во внимание прирост населения на 1,9% в год и рост цен по сравнению с январем прошлого года.
Индекс цен на продукты питания продолжил рост и в декабре (на 0,2% по сравнению с ноябрем) и завершил годовой рост на 4,3% в 2024 году по сравнению с ростом общего индекса потребительских цен на 3,2%. В 2023 году индекс цен на продукты питания вырос на 4,2%.
В некоторых сетях говорят, что выручка не снизилась по сравнению с январем прошлого года. Но прирост выручки оказался ниже темпа роста цен в прошлом году, то есть произошло реальное снижение потребления. Израильтяне купили меньше продуктов, чем в январе прошлого года, но из-за роста цен были вынуждены оставить в кассах столько же денег или даже больше.
Опасаются больших расходов на Песах
Замедление потребления тревожит продовольственные сети, которые привыкли к высоким продажам, особенно на фоне проблем с выездом за границу и плохого национального настроения во время войны. Те, кто еще недавно с легкостью повышал цены, используя войну для получения сверхдоходов, за счет потребителей - теперь вынуждены продумывать свои шаги.
"Ни одна торговая сеть не любит снижать цены, но что нам действительно не нравится, так это потеря продаж, - говорит менеджер сети среднего размера. - Пока наблюдается снижение потребления, нам придется увеличивать интенсивность конкуренции с другими сетями".
Опасения дальнейшего замедления потребления привели к тому, что рост цен в торговых сетях в январе оказался меньшим, чем ожидалось, в свете повышения ставки НДС с 1 января с 17% до 18%, роста тарифов на электроэнергию и воду, а также объявления многих поставщиков о повышении цен на различные продукты питания.
Проведенная сайтом TheMarker проверка корзины из 120 продуктов питания, напитков, туалетных принадлежностей, чистящих средств, овощей, фруктов, рыбы и птицы выявила, что в трех из четырех проверенных торговых сетей - "Шуферсаль Диль", "Йохананоф" и "Виктори" - зафиксирована ценовая стагнация (цены выросли или снизились менее чем на 1%) за последний месяц (последняя пятница, 31 января, по сравнению с последней пятницей предыдущего месяца, 27 декабря 2024 г.).
В сети "Рами Леви" цена корзины снизилась на 2,5%. Проверка, проведенная с помощью сайта Pricez, учитывает акции (по средней цене за товар для потребителя, воспользовавшегося акцией), за исключением клубных акций и акций для держателей определенной кредитной карты.
"Некоторые израильтяне действительно тяжело справляются с ростом стоимости жизни и уже боятся больших расходов на еду, которые ждут их в преддверии Песаха. Поэтому теперь они стараются покупать меньше и быть более разумными потребителями", - говорит менеджер средней торговой сети.
Руководитель другой сети утверждает, что причина сокращения покупок связана не столько с объективным финансовым положением клиентов, сколько с тем вниманием, которое общественность, средства массовой информации и правительство уделяют пищевой промышленности как основному виновнику высокой стоимости жизни.
Поставщик продуктов питания обеспокоен: "Мы видим, что в последнее время увеличивается количество рейсов за границу, но когда дело доходит до покупок в супермаркете - люди внезапно считают каждый шекель. Это потому, что правительство возложило всю вину за стоимость жизни на продовольственные сети и производителей продуктов питания. Все для того, чтобы никто не говорил, что на самом деле виновато в повышении цен государство с его указами, налогами и квотами. У людей есть деньги, но они злятся на сети и производителей".
"Шуферсаль Диль" на 19% дороже "Рами Леви"
Четыре торговые сети, цены в которых были проверены, определяют себя как дисконтные сети, однако разница в ценах между ними очень велика. Цена корзины в "Шуферсаль Диль", самой дорогой среди проверенных, в прошлую пятницу была на 19% выше, чем цена в "Рами Леви" самой дешевой из четырех. В конце декабря разрыв составлял 16%.
В сети "Виктори" корзина на 17,5% дороже, чем в "Рами Леви". В январе "Йохананоф" продолжает линию, которую она придерживалась в последние месяцы: она на 2,7% дороже, чем "Рами Леви", но на 14% дешевле, чем "Шуферсаль Диль", и почти на 13% дешевле, чем "Виктори".
Акции, скрывающие рост цен
Изменение цен в сетях происходит неравномерно. Например, турецкий кофе, цену на который "Штраус" в январе поднял на 14%, в "Шуферсаль Диль" подорожал почти на 19% по сравнению с 1,3% в "Рами Леви" и 7% в "Йохананоф".
Читайте также
Руководители продовольственных сетей также говорят, что цены, которые потребитель видит в супермаркетах в эти дни, не включают полный рост цен, с которыми он столкнется через несколько недель. "Думаю, некоторые ритейлеры ждут, чтобы увидеть, куда подует ветер и каково общественное настроение, прежде чем поднять цены, - говорит один из них. - В нашем случае мы еще не подняли цены на некоторые продукты, потому что у нас еще не закончились запасы, которые мы купили по предыдущей цене".
По его словам, "большую часть бремени сдерживания цен сейчас берут на себя ритейлеры, но и поставщики не заинтересованы в снижении продаж". Он указывает, что между его сетью и поставщиками ведется упорная борьба за то, чтобы максимально отсрочить рост цен. Также часть повышения цен "скрыта" временными акциями, которые скрывают изменение постоянной цены.