В 1940 году Франция бесстыже легла под танки Гитлера и менее чем через месяц после их вторжения, Париж пал. Пала и вся страна, трусливо разделенная на две части - полностью оккупированную северную и ментально оккупированную южную.
О южной, неоккупированной де-факто, вишистской Франции и идет речь в книге, только что закрытой мною.
Один из самых популярных (и справедливо популярный) французский писатель Марк Леви начинает свой роман "Дети свободы" с краткого исторического релиза тех времен: "В первые дни сентября гитлеровские войска захватили Польшу, Франция вступила в войну, и никто из нас не сомневался, что скоро наша армия отбросит неприятеля к границам страны. Бельгия была раздавлена сокрушительной мощью немецких танковых дивизий, и всего за несколько недель сто тысяч наших солдат погибли на полях сражений - на севере и Сомме.
Во главе правительства встал маршал Петен; спустя два дня один генерал, не пожелавший смириться с разгромом, обратился из Лондона к французам с призывом к сопротивлению. Петен избрал другой путь: он подписал пакт о капитуляции, сгубивший все наши надежды. Как же быстро мы проиграли эту войну!"
"Дети свободы" - это разговорный дневник, написанный от лица главного героя Жанно, принимавшего участие в борьбе с оккупантами и коллаборационистами в составе интернациональной бригады подростков разных национальностей: испанцев, венгров, поляков, чехов, евреев, чьи семьи бежали по разным причинам во Францию, ставшую для них второй родиной. Мачехой, как в сказке другого француза Шарля Перро, мачехи, предавшей и погубившей почти их всех.
Книга написана так, что ее художественность немного подавляется нарочитой и сухой документальностью автора. Сделал это Марк Леви намеренно, он основывается на подлинных воспоминаниях своих отца и дяди, мальчишками участвовавшими в подпольной борьбе с оккупантами во время Второй мировой войны во Франции.
Основное действие происходит в Тулузе, городе, расположенном недалеко от испанской границы и важных морских портов на Средиземном море. Крупная железнодорожная станция, важный стратегический узел, сосредоточие транспортных средств для переброски немецких сил в Северную Африку и, наоборот, передвижения вражеских сил на север, в зону активных боевых действий. Тулуза становится основной сценой противостояния героизма детей трусости, подлости и зверства взрослых. Увы, главным образом, французов, настолько морально-раненных потерями их страны в годы прошлой, Первой мировой войны, что, когда Париж был сдан, а страна разделена пополам, многие из них, не стесняясь, сказали вслух: "Слава Богу! Война закончилась!"
Дети их не услышали.
Жанно - один из немногих оставшихся к концу повествования в живых бойцов бригады говорит: "Трудно умирать за свободу других людей, когда тебе всего шестнадцать лет" и эта правда Жанно становится иногда невыносимой. Я не раскрываю вам сюжет, понятно, что человек рассказывающий о пережитом, остался цел.
Не возьмусь я и пересказывать сюжет. Он многоболен: братья, несломленные баски, возлюбленные, евреи с желтыми звездами, эшелоны на север в лагеря смерти, уносящие людей и доставляющие горы их трупов. Вскоре оставшиеся в живых позавидуют не доехавшим, тем, кто скончался в дороге от удушья и антисанитарии…
Вчерашние дети от 16-ти до 20-ти лет, они умерли с возгласом "Vivа la France" на устах, не будучи французами по крови, а Марк Леви, провожая их в последний путь, скорбно говорит вслед, голосом одного персонажа французской крови: "…теперь, перед концом войны, ситуацию следует оценивать с позиции здравого политического смысла. Все они - венгры, испанцы, итальянцы, поляки и так далее все они иностранцы! А когда Франция будет освобождена, желательно, чтобы в Истории войны говорилось о том, что эту свободу завоевали именно французы. Победа просто обязана быть нашей. Как это не прискорбно, но Франции понадобятся герои-французы, а герои-иностранцы ей не нужны!"
Меня уже мало чем можно удивить. И все же, "Дети свободы" удивили. Понимаете, есть люди, для которых сама жизнь уже требует немалого мужества. Эти люди вершат подвиги.
И есть люди (нации), которые готовы вершить страшное зло, чтобы не жить мужественно. Эти люди (нации) вершат быт. С бульварами, авеню, фонтанами, кабаре, бакалейщиками и консьержками. Иногда, правда, среди них мелькают Гаврош и Де Голль, но не часто. По самым красивым улицам мира вполне спокойно могут передвигаться уроды.
Книга однозначно получает у меня 10/10, а читать ее или нет решать вам - во Франции есть немало более легких описаний тамошнего красивого бытия.