Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+31+26
Иерусалим
+34+23

Салат

А
А

Всего один месяц соблюдения этой диеты замедляет старение

Может ли изменение рациона питания всего на месяц повлиять на процесс старения в организме? Новое исследование предполагает, что может.

12.08.2026
Источник:salat.zahav.ru
Фото: ShutterStock

Исследователи из США и Германии обнаружили, что у людей, перешедших на веганскую диету на четыре недели, произошли изменения в иммунной системе и молекулярных механизмах, связанных со старением и воспалением.

В исследовании, в котором приняли участие почти 50 взрослых, изучалось влияние диеты на механизм, известный как метилирование ДНК, биологический процесс, который помогает регулировать активность различных генов.

Исследователи обнаружили, что после месяца веганской диеты произошли изменения в паттернах метилирования, и одновременно были зафиксированы изменения в показателях, называемых "эпигенетическими часами", которые используются для оценки биологического возраста клеток.

Важно подчеркнуть: исследователи не доказали, что участники "старели медленнее", и, конечно же, не доказано, что веганская диета продлевает продолжительность жизни. Речь идет об изменениях биологических показателей, используемых для оценки процессов старения, и их значение для здоровья в течение многих лет до сих пор неясно.

Какова взаимосвязь между питанием, воспалением и старением?

Воспаление - это естественная и важная часть защитной системы организма. При травме или инфекции иммунная система активирует воспалительную реакцию, которая помогает справиться с проблемой. Однако хроническое и длительное воспаление на протяжении многих лет связывают с различными заболеваниями, включая болезни сердца, рак и метаболические заболевания, а также с процессами, связанными со старением. Ученые хотели выяснить, может ли изменение диеты повлиять на эти механизмы.

В исследовании участвовали две группы: люди, придерживавшиеся веганской диеты, и люди, продолжавшие употреблять продукты животного происхождения. Обе группы потребляли примерно одинаковое количество калорий в день. После завершения исследования у участников были взяты образцы крови для анализа изменений в иммунной системе и паттернах метилирования ДНК.

Один из наиболее примечательных результатов исследования касался нейтрофилов - белых кровяных клеток, которые являются центральной частью иммунной системы и также участвуют в воспалительных процессах.

Исследования показали, что у участников, придерживавшихся веганской диеты, наблюдались изменения в паттернах метилирования ДНК, связанных с иммунной системой, и, в частности, у них, по-видимому, снизился уровень нейтрофилов.

Одновременно был выявлен повышенный уровень CD4 Т-клеток - белых кровяных клеток, играющих ключевую роль в регуляции иммунного ответа.

Это может означать, что веганская диета может оказывать относительно кратковременное влияние на функционирование иммунной системы. Однако исследование не доказало, что эти изменения действительно снижают хроническое воспаление или риск заболеваний.

А что насчет "биологического возраста"?

Наиболее интригующее открытие в исследовании связано с так называемыми "эпигенетическими часами". Это биохимические модели, основанные, помимо прочего, на паттернах метилирования ДНК, и они пытаются оценить биологический возраст тканей и клеток.

В отличие от хронологического возраста, который представляет собой просто количество лет, прошедших с момента рождения, биологический возраст относится к показателям, которые пытаются оценить состояние и функцию клеток организма.

В данном исследовании два эпигенетических часа показали, что переход на веганскую диету может замедлить некоторые процессы, связанные с биологическим старением.

Но и здесь очень важно не делать поспешных выводов. Изменение эпигенетического индекса не обязательно означает, что человек проживет дольше или будет здоровее. Чтобы узнать, действительно ли наблюдаемые изменения приводят к снижению заболеваемости или увеличению продолжительности жизни, необходимы масштабные долгосрочные исследования.

Не каждая веганская диета обязательно полезна для здоровья

Исследование не утверждает, что все веганские продукты полезнее для здоровья. Безусловно, можно придерживаться веганской диеты, включающей ультрапереработанные продукты, закуски, выпечку, сладкие напитки и переработанные заменители мяса.

Польза для здоровья, приписываемая растительной диете, в значительной степени связана с качеством продуктов: фруктов, овощей, бобовых, орехов, семян, цельнозерновых продуктов и минимально переработанных растительных продуктов.

Предыдущие исследования связывали диету, богатую фруктами, овощами и орехами, с более высокой вероятностью здорового старения. С другой стороны, высокое потребление красного мяса, особенно переработанного мяса, во многих исследованиях связывалось с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний и воспалительных процессов.

Однако не всем нужно переходить на веганскую диету, чтобы питаться здоровее.

Сбалансированная диета может включать разнообразные источники белка, в том числе рыбу, курицу, яйца и обезжиренные молочные продукты, наряду с растительными источниками.

Так действительно ли месяц веганства "омолаживает" организм?

Пока еще рано делать выводы. Исследование предполагает, что относительно кратковременное изменение рациона питания может повлиять на молекулярные механизмы, связанные с иммунной системой и старением, что является интересным открытием. Но это не доказывает, что веганская диета останавливает или обращает вспять процесс старения, и не показывает, что она продлевает жизнь.

Читайте также

"Следующий шаг - понять, сохраняются ли эти эпигенетические изменения с течением времени и приводят ли они к значительному улучшению здоровья", - сказал доктор Макс Шторц из Медицинского центра Фрайбургского университета.

По словам исследователей, для проверки того, действительно ли наблюдаемые изменения связаны со снижением риска заболеваний, потребуются более масштабные и длительные исследования.

Между тем, правдоподобный посыл для здоровья заключается не обязательно в том, чтобы "перестать есть продукты животного происхождения", а в том, чтобы увеличить долю цельных, питательных продуктов в рационе. Большее количество овощей, фруктов, бобовых, орехов и цельнозерновых продуктов и меньшее количество ультрапереработанных продуктов может стать значительным шагом к здоровью, даже без радикального изменения рациона питания.

Источник: Walla

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке