Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Салат

А
А

Вступительный экзамен, а не психометрия

В течение последних лет наблюдается отток студентов из университетов в пользу колледжей. В чем дело?

17.02.2014
Источник:salat.zahav.ru
Zahav.ru salat.zahav.ru

В Израиле всегда считалось, что учиться в университете престижнее, чем в колледже. Традиционная система высшего образования пользовалась большим спросом, и поступить в университеты было гораздо сложнее, чем в колледж. Но недавно выяснилось, что ситуация меняется: в течение последних лет наблюдается отток студентов из университетов в пользу колледжей. В чем дело? К беседе на эту тему я пригласила профессора математики ЭдуардаЯкубова. В этом учебном году Совет по высшему образованию при министерстве просвещения назначил Э. Якубова на должность Президента Холонского института технологий. Из представителей алии девяностых годов он стал первым руководителем высшего учебного заведения Израиля, и это - тоже симптом, заслуживающий внимания.

Эдуард Якубов

Читайте также


- Прежде всего позвольте поздравить вас с высоким назначением. И скажите, пожалуйста - что это за новая тенденция в израильском образовании: почему наши соотечественники вдруг разлюбили университеты?

- Тендеция отнюдь не нова. То, что мы наблюдаем сейчас, просматривается уже более десяти лет. И этим подтверждается мое давнее мнение: современное образование должно быть промышленно ориентированным, отвечать на конкретные запросы экономики. Я давно пытаюсь продвигать эту идею.

- Но ведь у вас самого классическое университетское образование...

- Я закончил Ташкентский университет в советские времена, и это действительно было хорошее образование, которое оказалось вполне совместимым с израильской действительностью. Через некоторое время по приезде в страну, уже работая в хайфском Технионе и в Тель-Авивском университете, я обратил внимание на то, что довольно большое количество выпускников израильских университетов - с первой, а то и второй академической степенью - не могут найти себе по завершении учебы работу. Причем, это касается не только математиков, но и физиков, химиков, биологов, целого ряда других специалистов. В чем причина этого? Оказывается, в слишком большой "академичности" выпускников. Они прекрасно знают теоретическиме основы своих наук, но мало, а подчас и совсем не знакомы с конкретными потребностями производства, не готовы к практической деятельности на промышленном предприятии. Между тем, подлинная цель учебы состоит в том, что необходимо исходить прежде всего из потребностей современной промышленности, и именно с учетом этого создавать соответствующие учебные программы.

Для подготовки программы, которая бы готовила математиков для промышленности, я собрал команду специалистов высокого класса. В нее вошли декан математического факультета Техниона Ури Сребро, декан отделения математики Тель-Авивского университета Дан Бутнар, пять ведущих профессоров института Вейцмана, главный ученый IBM и два профессора из США - Авнер Фридман и Уолтер Литман, которые и предложили термин «промышленная математика».

Наша группа работала на общественных началах и через четыре года программа была разработана. Теперь на ее основе мы готовим в своем институте специалистов, которые по завершении учебы способны рассчитать математическую модель деятельности предприятия с учетом освоения новых технологий. Именно эта конкретика и привлекает в наш ХИТ многих студентов. Выпускники института трудятся в самых различных областях высоких технологий - на предприятиях оборонной и авиационной промышленности, в сфере связи, электроники, медицинского оборудования, промышленной химии, финансов...

- Что же представляет собой промышленная математика?

- Приведу пример. Компьютерная томография, рентгеновское исследование, поиск террориста с помощью дигитальной камеры, установленной на беспилотном самолете, спутниковое телевидение и космическая разведка - все это цифровые технологии. И нужно уметь этот огромный поток информации обрабатывать - причем, в режиме реального времени, поскольку в целом ряде случаев запоздавшая информация попросту не нужна и чревата - особенно в области безопасности - непредсказуемыми последствиями. Вот почему на передний план вышел сегодня не просто математик, а математик-алгоритмист, способный в кратчайшее время упорядочить и обработать поступающую информацию.

Вам мало что говорят финансовые сводки с биржи, но существуют индикаторы, которые могут указать на возможный взлет или падение акций, и знание этих индикаторов - также в руках алгоритмистов.

Голливудские архивы хранят старые фильмы на сумму 60 миллиардов долларов - эти фильмы требуют реставрации, "очистки", и уже разработаны компьютерные программы, которые делают эту работу за считанные часы, экономя огромные материальные ресурсы. А есть программы, которые превращают черно-белые ленты в цветные. И это тоже - математические алгоритмы. За всем этим стоит огромный выбор работ, и молодым людям это импонирует. Всем хочется быстро продвигаться, хорошо устраиваться в жизни и, самое главное, не терять времени. Потому в постоянном противостоянии с университетами сегодня стали побеждать колледжи.

Ниша промышленно ориентированного образования оказалось удачной и своевременно найденной. Кстати, сейчас кафедру промышленной математики у нас возглавляет выпускник престижного французского университета Орсай Ярмиягу Каминский. Во Франции, как и в других странах Европы, давно обратили внимание на то, что необходимо развивать имено промышленно ориентирвоанное высшее образование. Но дело не только в этом. Опыт показывает, что сама обстановка в колледжах более личностная, не побоюсь даже сказать - домашняя. Нередко в колледж приходят люди, уже поучившиеся в университетах, но разочаровавшиеся в них.

- Как, на ваш взгляд, отразится на системе высшего образовании предложение министра образования Шая Перона отменить психометрические тесты при поступлении в академические заведения?

- Это очень важная тема. Сам по себе существующий тест заслуживают очень много критики, и имеется немало свидетельств тому, что он не является объективным и отражает не действительную картину способностей и знаний абитуриента, а только определенную часть способностей. Есть немало примеров, когда способные, талантливые ребята плохо проходят психометрию и в результате не имеют возможности поступить на обучение по тем специальностям, которые их интересуют. Существует множество претензий и к составителям тестов - задания тоже выглядят весьма односторонними и очень спорны. Но думаю, отменить психометрические тесты - не такая простая задача, посколько вокруг них создана целая индустрия заинтересованных лиц, у нее серьезное лобби на всех уровнях власти.

С другой стороны, я согласен с тем, что необходимы какие-то внешние объективные проверки знаний выпускников школ. Школьные отметки - тоже далеко не всегда объективные показатели. Приведу простой пример. Если сравнить результаты школьных экзаменов в еврейском и арабском секторах, то у арабов отметки зачастую выше, хотя они не всегда отражают реальный уровень знаний. В этом плане мне кажется весьма позитивным советский опыт вступительных экзаменов в вузы. Тоже были споры, были недовольные, и тем не менее, это все-таки более объективный способ проверки знаний абитуриентов, позволяющий вузам выбирать тех, кто им нужен.

- Вы считаете, что в Израиле такое возможно?

- Думаю, да, хотя, конечно, за вступительные экзамены еще придется побороться. Система образования - одна из самых консервативных, и очень здорово сопротивляется. Но мы в институте взвешиваем возможность проведения экзаменов - уверен, они откроют дорогу в вуз тем, кого останавливала психометрия. .

- Но борьба за будущих студентов начинается со школьной скамьи, и первые в очереди - снова университеты...

- Мы это прекрасно понимаем и стремимся привлекать в наш институт и школьников. Сейчас на рынке труда особый спрос на молодых ребят, которые к девятнадцати-двадцати годам уже имеют серьезное образование, быстро становятся специалистами высокой квалификации, и мы стремимся как раз найти таких ребят, вовремя оказать им учебную поддержку. Для этого у нас разработана программа, в рамках которой одаренные старшеклассники получают одновременно с аттестатом диплом специалиста.

- А что же университеты - будут по-прежнему терять студентов?

- Думаю, университеты почувствовали, что нашли в колледжах серьезных конкурентов, и задумаются над изменениями учебных программ, над принципами обучения. И это - еще один стимул для колледжей поддерживать свой боевой настрой. Мы ни в коем случае не противники университета - у нас общие цели, и лучший способ их достижения - учиться друг у друга, перенимать опыт друг друга.

Текст: Виктория Мартынова

Фото: Яков Зубарев

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке