Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Салат

А
А

Творец бежит от власти

Ужасный и великий Роман Григорьевич снова собрался в наши края, кои почитает визитом каждые полгода, любя Израиль за теплоту климата и теплоту зрителей.

26.12.2011
Источник:salat.zahav.ru
AP

Читайте также

С 18 по 22 января 2012 года в Израиле пройдут гастроли Театра Романа Виктюка со спектаклем "Королем-Арлекин". Предлагаем интервью с Романом Виктюком – о лжи и фальши, творце и власти. 

*** Ужасный и великий Роман Григорьевич снова собрался в наши края, кои почитает визитом каждые полгода, любя Израиль за теплоту климата и теплоту зрителей, ценя легкость восприятия публики, усердно посещающую спектакли Виктюка, не теряющую с ним связи и искренне почитающую этого режиссера.

Несколько вопросов и несколько подробнейших ответов.

- Спектакль "Король и Арлекин" идет уже год. Уже можно обстоятельно его обсудить. У этой вашей поставки уже возникла своя история…

- Конечно. Хорошо известна и предыстория этого спектакля, судьба пьесы, да и в целом сама сюжетная история в пьесе Рудольфа Лотара начинается неплохо: правитель–диктатор королевства под названием Танкред при смерти и слепая королева Гертруда с придворными ожидают наследника престола Бозмунда, покинувшего дом 10 лет назад. Ждут, что по возвращении Бозмунд озадачится проблемами страны и возьмет на себя бразды правления. Но принц оказывается не прекрасным, а ленивым и развратным. И из дальних краев он привозит не знания, не умения, а лишь четверку комедиантов, которых использует, как ему заблагорассудится и как угодно. Бозмунд распоряжается Арлекино, Коломбиной, Панталеоне и Скапино как вещами. Тем временем под городскими стенами собирается многотысячное генуэзское войско. Но наследник решает повременить, подумать, как действовать, а чтобы лучше думалось, вздумал овладеть Коломбиной, за которую вступается ее возлюбленный Арлекин. Заколов принца и сбросив его тело в море, комедиант собирается выдать себя за новоявленного монаха и таким образом избежать виселицы и сыграть самую лучшую, по его мнению, роль - роль новоявленного короля…

- Но недолго музыка играла?

- Сидеть на троне и носить корону надо уметь. А если кто не умеет, то не надо браться. Шут, наигравшийся в короля, осознает, что эта роль опасно и скучна, и покидает королевство. Искать его никто не собирается – не дай бог, чтобы он вернулся и вновь спутал карты разыгрываемой придворной интриги.

Эта пьеса и этот спектакль не столько взаимоотношениях художника и власти, а скорее о том, что, идя во власть, человеку порядочному и творческому надо быть ко многому готовым. Эта идея универсальна, и потому действие происходит не в средневековом замке, а в кафе.

- В "Кафе Мюллер" – как в одноименном балете знаменитой  Пины Бауш?

- Именно так. "Король-Арлекин" посвящен памяти Бауш, с которой я имел счастье быть знакомым. Сцена оформлена в стилистике ее балетов. Ее знаменитый спектакль "Кафе Мюллер" показывался на сцене театра Моссовета, на которой и состоялась прошлогодняя премьера "Короля-Арлекина". 

- Кафе предполагает некую определенную атмосферу. Пина Бауш танцевала с бесконечной мудростью любовь и одиночество. В ее "Кафе Мюллер" люди - одиноки, они потеряли надежду и способность любить. Ее истерика в танце доводила публику до истерики настоящей.

- При этом  она хладнокровно высчитывала свою хореографию. "Мне не интересно, как люди двигаются, мне интересно, что ими движет" - эта фраза Пины Бауш стала философией ее творчества. Что нами движет? Любовь или страх? Если вдуматься – в этом мире мы лишь посетители, которые приходят в кафе-мир, делают заказ, получают счет и вынуждены его оплатить, хотя не всегда еда была вкусной и не все блюда пришлись нам по нраву. 

- Главную роль в этом спектакле играет Дмитрий Бозин, который прекрасен и универсален.

- Да – и он особо прекрасен в рвущем душу монологе о неразделенной любви, свободе и двух сторонах медали под названием власть. Дима - заслуженная звезда, а не только заслуженный артист России. Он серьезен, как серьезен и сам спектакль, но все гораздо сложнее и сюжет пьесы не похож на предыдущие спектакли, привозимые нами прежде в Израиль. 

- Не похож потому, что в любом спектакле естественным образом отражается жизненный опыт творца, то есть режиссера? Недавно отмечали ваш юбилей. Число "75", ваш личный опыт повлияли на постановку? Как и события в России, доказавшие в который раз, что настоящее искусство, в данном случае драматургия - всегда актуально?

- Рудольф Лотар  родился в Австрии, а я - во  Львове, который входил одно время в границы Австро-Венгрии. Мы дышали одним воздухом, существовали в одном пространстве. Проблема власти пронизывала мой родной город, которым правили то поляки, то немцы, то русские. Я – как человек чувств – не мог ее не уловить и не отреагировать. Человек творческий, человек искусства обязан хорошо подумать, прежде чем "идти во власть". 

- Нужен ли творцу цинизм власти, работающей как машина?

- Абсолютно нет, и об этом крик и боль этого спектакля. Несколько раз мне на Украине предлагали должность министра культуры, и я категорически от этого отказывался. Я предпочитал идти по обочине, а не в парадной праздничной шеренге. И не ошибся.

- Именно обочины вывели вас к  вашей цели, а не большая дорога, на которую стремятся иные деятели искусства, считая, что власть облегчит им путь к славе.

- Те, кто идет просить что-то у власти, все равно ненавидят ее, и настроены в душе скептически. Да и сама власть, даже если улыбается и дает деньги, творцов не терпит, понимая, что презираема ими. Вот эти фальшивые маски творца и власти, подмена понятий - это то, что мы сегодня наблюдаем. 

- Арлекин играет роль короля. Король поворачивается к народу личиной власти или маской шута? Две стороны медали совместимы?

- Сочетание власти и творчества - эта мечта, которая неосуществима. Единственное исключение - встреча прусского короля Фридриха II и Баха. При дворе Фридриха II служил клавиристом сын Иоганна Себастьяна Баха – Карл Филипп Эммануил. Бах по приглашению короля приехал в Потсдам в 1747 году. Там он был принят Фридрихомм, который при встрече, будучи сам музыкантом, композитором и флейтистом, сыграл на пианофорте тему и предложил Баху сымпровизировать на ее основе, что Бах незамедлительно и с блеском исполнил. Но от предложения сочинить на эту тему шестиголосную фугу отказался, объяснив, что не каждая тема подходит для столь сложной обработки. Зато сыграл шестиголосную пьесу на собственную тему. И эта импровизация поразила слушателей и стала легендарным "Музыкальным приношением". 

- Недаром Фридриха  II называли Фридрихом Великим, покровителем наук и искусств. Ведь он также отменил цензуру, сказав, что «берлинским газетным писателям должна быть предоставлена неограниченная свобода писать без предварительной цензуры обо всех столичных новостях». При нем впервые стало возможно законодательное обоснование свободы прессы. Тема актуальная и для России и для сегодняшнего Израиля.

- Фридрих был королем, который мог быть равным творцу, а Бах - творцом, говорившем с властью на языке правды, а не лжи.

- Такое может вновь появиться?

- Не надо ждать того, что опровергается всей историей, а подтверждается только исключениями. 

- Лейтмотив и вывод спектакля: творцу надо от власти бежать?

- Совершенно верно. Потому что творец и власть несовместны. Нет такой высоты духа, которая должна быть во власти – пока нет. 

- Высота духа впрямую подчеркивается сценографией: актеры летают на высоте двух метров, ходят на ходулях…Вы в буквальном смысле слова подняли экспрессионизм Пины Бауш.

- Мы воссоздали  на сцене ее "Кафе Мюллер". Это немецкое кафе – та самая странная, буквальная, многозначительная реальность, в которой мы проводим свою жизнь. В этом спектакле велико влияние ее хореографии и весь он – наше "подношение" памяти Пины Бауш.

- Пожалуйста, добавьте пару слов об актерском составе…

- Это наши  замечательные актеры – Людмила  Погорелова и Александр Дзюба, и молодые уникальные дарования, среди которых - Игорь Неведров, занимающий все прочнее одно из ведущих мест в театре. 

- Неведров сыграл и вашем последнем  спектакле – "Коварство  и любовь" по Шиллеру?

- Также, как и Дзюба, Погорелова и Бозин. "Коварство и любовь" – это мой последний подарок самому себе ко дню рождения, и это вновь спектакль о сложности критики власти и о творце. Надеюсь, что и его мы покажем в Израиле, но сначала привезем "Король-Арлекин". 

Автор: Маша Хинич 

Театр Романа Виктюка 

18-22 января 2012

"Король-Арлекин" по пьесе Рудольфа Лотара

Постановка, режиссура и музыкальное оформление - Роман Виктюк. Сценография - Владимир Бойер. В ролях: Дмитрий Бозин, Игорь Неведров, Людмила Погорелова, Екатерина Карпушина, Иван Ипатко, Александр Дзюба, Анна Подсвирова, Кирилл Рубцов, Евгения Соляных, Алексей Скляренко, Юрий Горин, Глеб Исаев.

Ашкелон, 18 января, среда, Гейхал ха-Тарбут, 20.00

Хайфа, 19 января, четверг, зал "Аудиториум", 20.00

Беэр-Шева, 20 января, пятница, Гейхал ха-Тарбут, 20.00

Тель-Авив, 21 января, суббота, театр "Гешер" - зал "Нога", 20.00

Дополнительный  спектакль: Тель-Авив, 22 января, воскресенье, театр "Гешер" - зал "Нога", 20.00

Билеты заказывайте здесь или по телефону: 03-522-18-03

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке