Читайте также
Легендарная балерина Майя Плисецкая скончалась второго мая в Мюнхене в возрасте 89 лет. Причиной смерти стал сердечный приступ. "Казалось, она будет вечной", "великолепный человек", "май - это теперь месяц потерь" - так отзываются о кончине великой танцовщицы российские блогеры.
Визитной карточкой для Майи Плисецкой, как и много лет ранее для Анны Павловой, стала хореографическая миниатюра Михаила Фокина "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса. Плисецкая была не менее знаменита, чем Павлова, но отличалась от своей предшественницы завидным творческим долголетием. В последний раз она танцевала "Лебедя" в 71 год на гала-концерте в свою честь в Петербурге. Зрители вспоминают, что и в этом, глубоко пенсионном для балерины возрасте, она сохраняла великолепную грацию и пластику.
Плисецкая стала легендой и символом Большого театра, однако жизнь ее не всегда была звездной и безоблачной. Дочь репрессированных родителей, она находилась под надзором КГБ и несколько лет вообще была "невыездной". Но даже в самые трудные времена она казалась баловнем судьбы. Мэтр мировой моды и большой друг балерины Пьер Карден сказал о ней: "Она так талантлива и неизменно красива! Всегда победительница, в том числе и в битве со временем, годы отступают перед ее жизнелюбием, энергией, смелостью и неутомимой жаждой творчества!"
Матерью выдающейся балерины была актриса немого кино Рахиль (Ра) Мессерер, принадлежавшая к разветвленному литовскому еврейскому роду, весьма заметно обогатившему русскую культуру. Отец Рахили, Михаил Борисович Меccерер (по архивным документам - Мендель Беркович), - зубной врач, начавший медицинскую практику в Вильно, а затем переселившийся в Москву. Рахиль и ее девять братьев и сестер получили замысловатые библейские имена: Пнина, Азарий, Маттаний, Асаф, Элишева, Суламифь, Эмануил, Аминадав, Эрелла. Рано умерший Азарий, прославившийся под псевдонимом "Азарин", был драматическим актером, художественным руководителем Театра им. Ермоловой. Суламифь, сделавшая балетную карьеру, заменила Майе Плисецкой мать после ареста родителей. Посвятил свою жизнь балету и Асаф Мессерер, станцевавший в Большом театре практически все ведущие сольные партии классических русских и зарубежных, а также современных советских балетов. Сын Асафа, Борис Мессерер, выдающийся театральный художник и сценограф, был мужем поэтессы Беллы Ахмадулиной.
Отец Майи, Михаил Эммануилович Плисецкий, уроженец белорусского Гомеля, в юности участвовал в Гражданской войне, затем учился в экономическом институте, по окончании которого работал в наркоматах иностранных дел и внешней торговли. В 1932-м Михаил Плисецкий был назначен советским консулом на норвежском острове Шпицберген. В браке Михаила с Ра Мессерер родились трое детей: Майя (1925); Александр (1931), солист Большого театра и балетмейстер; Азарий (1937), хореограф.
Михаил Плисецкий в 1937 году был арестован по обвинению в шпионаже и несколько месяцев спустя расстрелян. По мнению дочери, поводом к аресту послужила встреча в с проживавшим в США старшим братом.
По окончании хореографического училища в 1943 году Майя была принята в балетную труппу Большого театра и вскоре стала солисткой (партия Маши в "Щелкунчике" Чайковского, 1944). Исполнение заглавных ролей в "Раймонде" Глазунова и Одетты–Одиллии в "Лебедином озере" Чайковского принесли Плисецкой признание как первоклассной балерине, наделенной на редкость большим шагом и парящим прыжком, исключительно гибким корпусом и пластичными руками.
Безупречная техника и выразительная сценическая игра всегда у Плисецкой служили идее, чувству, воплощенному в таких различных по драматургии образах, как лукавая Царь-Девица ("Конек-горбунок" Цезаря Пуни), озорная Китри ("Дон-Кихот" Минкуса), трагически мятущаяся Эгина ("Спартак" Хачатуряна), самозабвенно жертвенная Мехменэ Бану ("Легенда о любви" Меликова).
В 60-е годы Плисецкая официально считалась примой Большого театра. Однако, не желая останавливаться на достигнутом, она хотела танцевать не только классику, но и нечто более современное. Специально для Плисецкой кубинский балетмейстер Алисия Алонсо поставила в 1967 году одноактный балет "Кармен-сюита" на музыку Жоржа Бизе и мужа Плисецкой, Родиона Щедрина. В нем нашло применение все новое, что внесла Плисецкая в каноны классического балета: драматическая экспрессия современного мироощущения, повышенная эмоциональность и романтическая приподнятость, динамизм и энергия исполнения па, обогатившие выразительные средства танцовщиц. Специально для Плисецкой были поставлены балеты "Гибель розы" (на музыку Густава Малера), "Болеро" (хореограф Морис Бежар, на музыку М. Равеля).
В 1967 году, после Шестидневной войны, Майя Плисецкая в числе других евреев - видных советских деятелей советской культуры и науки приняла участие в транслировавшейся по телевидению пресс-конференции, осудившей действия израильских войск. Впоследствии Майя Плисецкая не принимала участия в подобных акциях, а во время первого визита в Израиль в 1989 году заявила, что ее подпись под антисионистским письмом советской интеллигенции появилась вопреки ее отказу.
Несмотря на недоброжелательное отношение руководства Большого театра к Плисецкой, возможно вызванное в том числе и ее еврейским происхождением (ограничения в выборе ролей и в зарубежных гастролях), она смогла стать бесспорным лидером советского балета.
На протяжении последней четверти века Майя Плисецкая и Родион Щедрин жили преимущественно в Мюнхене. В Россию они приезжали преимущественно на юбилеи и конкурсы своего имени. Прощание с великой балериной пройдет в Германии, а ее прах, согласно завещанию, развеют над Россией.
"С уходом великой балерины и великой женщины Майи Плисецкой закончилась целая эпоха триумфа русского балета - очень важного, значительного периода в русской хореографии, - отмечает балетмейстер Борис Эйфман. - С ней ушла мощная творческая энергия, которой она заряжала миллионы людей. Плисецкая показала своим творчеством, что балет - это не только эстетическое наслаждение, но он обладает еще могущественным эмоциональным, духовным, моральным воздействием на людей. Плисецкая была ярчайшей личностью целой эпохи русского балета и одним из притягательных центров мирового искусства. Она не уйдет от нас, найдутся талантливые последователи, которые достойно продолжат ее великое искусство".
Материал подготовил Роберт Берг