Психологи объяснили, почему люди поступают нечестно
Фото: Shutterstock.com
Психологи объяснили, почему люди поступают нечестно

Всегда поступать честно - все равно что сидеть на диете: человек постоянно оказывается перед выбором. Ученые выяснили, что поступить правильно помогает осознание искушения и мысли о последствиях неверного шага. 

Люди легче идут на обман, если уверены, что это единичный случай, и если не думают об этике заранее. Такие данные получили психологи из Чикагского университета (США) Оливер Шелдон и Айелет Фишбах. В их исследовании впервые рассматривается влияние самоконтроля и распознавания этического конфликта на принятие правильного решения. 

Исследователи пришли к выводу, что этичное поведение обеспечивают два фактора: соотнесение этической дилеммы с другими подобными инцидентами и предвидение искушения поступить неэтично. Исследователи надеются, что полученные ими данные помогут политикам, преподавателям и работодателям разработать стратегии, побуждающие людей вести себя этично. 

"Мы сталкиваемся с неэтичным поведением в различных социальных сферах, от бизнеса и политики до культуры и спорта, - отмечает Айелет Фишбах. - Организации, которые стремятся повысить уровень этики сотрудников, должны помочь людям признать, что неэтичные поступки имеют накопительный эффект, и предупредить возможные соблазны". 

Ученые провели серию экспериментов, в которых моделировались распространенные этические дилеммы. В одном эксперименте студенты бизнес-школы были поделены на представителей покупателя и продавца в деле продажи исторического особняка в Нью-Йорке. По легенде, продавец хотел сохранить особняк, а покупатель - снести его, чтобы построить на этом месте гостиницу. Представители продавца настаивали на продаже особняка только в том случае, если он будет сохранен, а представители покупателя посоветовали ему скрыть планы сноса здания и строительства гостиницы. 

До начала "переговоров" половину студентов попросили вспомнить ситуацию, в которой они обманывали или не соблюдали правила, чтобы преуспеть. В этой группе на "переговорах" неэтично вели себя 45 процентов участников. Во второй группе - в ней испытуемые заранее не вспоминали о своем неэтичном поведении, - чтобы закрыть сделку, обманывали 67 процентов испытуемых. 

В другом эксперименте моделировались наиболее распространенные примеры нечестного поведения: мелкие кражи чего-либо из офиса, звонок на работу с ложным сообщением о болезни, намеренное затягивание дел с целью избежать дополнительной работы. Части студентов перед ним предлагали выполнить письменное упражнение, в котором рассматривалось шесть этических дилемм. Те, кто делал это упражнение и рассмотрел все случаи, обманывали значительно реже тех, кто заранее не выполнял никаких упражнений. 

Проблема обмана давно интересует ученых. В ходе одного из исследований, направленных на изучение нечестного поведения, британские психологи выяснили, что уже в шесть месяцев дети способны обманывать родителей. 

Татьяна Турбал

counter
Comments system Cackle
Загрузка...