Если бы вы, как и я, оказались в фойе Национального театра "Габима" в дни фестиваля "Театральная мечта", у вас наверняка возникло бы ощущение уверенности в том, что у театра в Израиле есть будущее. Нарядные взволнованные папы и мамы, хлопотливые бабушки, серьезные, отягощенные сознанием ответственности момента дедушки, и, разумеется, шумные, постоянно пребывающие в движении дети заполнили театр как весенняя вода.
Чего только не происходит здесь в эти фестивальные дни. Вот волшебное счастливое дерево, на ветках которого юные зрители развешивают записки со своими мечтами… "Пусть мне купят еще одну собаку!.." "Хочу побеждать во всех войнах!" "Хочу море сладостей и шоколада". "Хочу, чтобы у мамы хорошо прошли роды". "Пусть у всех будет мир!". Двое - то ли принцев, то ли пажей в сказочных театральных костюмах - колдуют над огромным чаном. Что-то шепчут, чем-то посыпают, заговорщически подмигивают. "Сбудется все, что захочешь", - говорят они малышу, деловито сосущему соску. Малыш раздумывает: тут надо не прогадать, загадать что-то стоящее.
Королевский художник рисует портрет юной зрительницы в нарядном атласном платье. Королевский бутафор что-то мастерит из мелкого подручного материала. Все заняты: одни подкармливают и считают детей, чтобы не потерять, другие бегают по фойе, все изучают и рассматривают, развлекаются изо всех сил. В кассу очередь. Юные зрители нервничают - спектакль начнется через несколько минут, надо успеть.
В большом и нарядном зале Ханы Ровиной заняты все места. Спектакль "Топеле тутуриту", если верить программке, адресован зрителям шести-двенадцати лет. Но в зале есть и совсем маленькие, их много, и они настроены очень по-боевому. Се понимают, что во время спектакля надо сидеть тихо, а когда играет веселая музыка - следует хлопать в ладоши.
Читайте также
Этот спектакль поставил в театре Орны Порат режиссер Моше Кептэн. Основой для инсценировки послужили детские рассказы замечательного еврейского классика Шолом-Алейхема. Театру Орны Порат - сорок пять лет. Именно сорок пять лет назад знаменитая еврейская актриса, немка по национальности, патриот страны Израиля Орна Порат решила, что у израильских детей должен быть театр, где все по-настоящему, все всерьез, все - на самом высоком уровне, начиная от сценической бутафории и заканчивая игрой артистов. Этот театр стал одним из главных дел жизни Орны Порат. Ее называли "израильской Натальей Сац". В этом театре были поставлены удивительные сказки и множество других разных спектаклей, целью которых было - приобщить юных зрителей к волшебному миру искусства, к поразительному чуду, имя которому театр.
Спектакль "Топеле тутуриту", как и все спектакли в этом театре, начинается с голоса Орны Порат, которая обращается к залу. Этот глубокий низкий голос с характерным выговором (Орна Порат на всю жизнь сохранила свой особый акцент) не спутаешь ни с каким другим. Две недели назад Орны Порат не стало. А голос перед началом спектакля все так же зовет быть внимательными, слушать, смотреть - и выключить мобильные телефоны.
Итак, волшебный мир театра начался…
На сцене - клейзмер. Он держит в руках ширму для кукольного театра. На маленькой сцене в руках бродячего артиста - маленький городок. Маленькие жители, маленький базарчик и маленький хедер - школа для еврейских детей. А за рамками кукольного театра - городок побольше, где живут настоящие люди и их дети; портные, кузнецы, раввины. В городок приходят клейзмеры, чтобы сыграть на свадьбе у старшей сестры Топеле. Жители городка радуются: скоро будет праздник и музыка, можно будет повеселиться и поплясать. Но вот только относятся они к клейзмерам немного свысока; посмеиваются над тем, что бродячие музыканты одеты, как на Пурим, и жизнь ведут кочевую, цыганскую. Автор инсценировки Цвия Хуберман взяла за основу сюжета такие рассказы Шолом-Алейхема как "Ножик", "Флажок" и "Скрипка". Она, как опытный аптекарь, перемешала все компоненты, всех героев, и получилось достаточно чувствительное варево, в котором явно прослеживаются такие темы, как неприятие чужого, снисходительное отношение к людям искусства, принципы настоящей дружбы, честной жизни, борьба правды с ложью. Учащегося хедера Топеле тутуриту (так он сам произносит свое прозвище "Копеле-кукареку") обижают ровесники; папа с мамой требуют, чтобы он хорошо учился и был послушным, и они совершенно не в восторге оттого, что он мечтает научиться играть на скрипке и дружит с сыном клейзмера. Режиссер Моше Кептэн, поставивший на сцене Камерного прославленный спектакль "Скрипач на крыше", сделал для театра Орны Порат нечто вроде детской версии того спектакля. Здесь очень похожая декорация (художник-постановщик Шами Тор) и костюмы (Юваль Каспин). Даже танцы (хореограф Авихай Хахам) и партитура света (Ори Мораг) похожи. В этом театре играют только взрослые актеры, профессионалы, поэтому и в ролях главных героев, мальчиков, мы видим солидных мужчин. Экспериментов с травести здесь не проводят; и нету варианта, чтобы женщина-актриса, одетая в мальчиковый костюм, тоненьким голосом сообщала о своем детстве. Здесь, чтобы представить себе ситуацию, зритель должен подключить воображение и понять и принять такой принцип искусства как условность театра.
Когда клейзмеры играют свою замечательную музыку, - наш неповторимый, блестящий композитор Ави Беньямин напитал все действие сочными, динамичными, увлекающими за собой и вызывающими желание пуститься в пляс мелодиями, - зал охотно притопывает, прихлопывает и приплясывает. История об украденном ножике накладывается на упрямое нежелание родителей Топеле позволить ему дружить с Пини, сыном бродячего музыканта. А сам Топеле, в злую минуту присвоивший забытый портным ножик, меняет эту замечательную вещь на скрипку, потому что очень хочет научиться играть. Пини берет ножик и отдает Топеле скрипку. И вот его уже обвиняют в краже, он пытается доказать, что не виноват, а Топеле упрямо молчит. Пини кричит, что они с Топеле больше не друзья; горожане прогоняют клейзмеров, а Топеле от эмоционального шока заболевает. Муки совести укладывают его в постель.
В самый напряженный момент дети отчаянно ахают, сочувствуют героям, желают, чтобы восторжествовала справедливость. Что ж, я хочу надеяться, что эти маленькие зрители всегда будут уважать труд музыкантов, никогда не возьмут чужого, всегда будут нести по жизни высокие принципы дружбы. Хотя, разумеется, "всегда" и "никогда" слишком сильные слова для одного детского музыкального спектакля.
Актерский ансамбль вполне ровный. Пожалуй, выделяется Давид Биленка в роли портного. Все участники спектакля достойно поют и танцуют. Ассоциации со "Скрипачом на крыше" очевидны и безоговорочны; и в данном случае это оправдано.
В прологе к спектаклю клейзмер рассказывает, что Шолом-Алейхем - это и обращение ("мир вам"), и имя знаменитого писателя, который оставил так много замечательных страниц и для детей, и для взрослых. Театр Орны Порат, существующий сорок пять лет, будет, надеюсь, успешно жить-поживать и дальше.
Инна Шейхатович