Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Салат

А
А

Как телевидение с Эльдаром Рязановым простилось

В тот горестный день, когда пришла скорбная весть об уходе Эльдара Александровича Рязанова, случилось невероятное.

05.12.2015
Источник:Новая газета
Zahav.ru kino-teatr.ru

Читайте также

Нет его - и все разрешено

В тот горестный день, когда пришла скорбная весть об уходе Эльдара Александровича Рязанова, случилось невероятное: даже звероподобное телевидение, давно уже утратившее все представления о человечности, вдруг (ненадолго, правда) показало, что и его сотрудникам, верным солдатам идеологического фронта, бывает и больно, и горько. Ведущий официозных придворных "Вестей" открыл выпуск не очередным рапортом о наших победах, не новостью о визите Путина на климатический форум во Францию, а "главным, как он сказал, событием понедельника: "Умер великий, всенародно любимый режиссер…" А лучшей памятью ушедшему из жизни стало, пожалуй, то, что ток-шоу "Прямой эфир", где обычно происходят поспешные, а потому чаще всего постыдные поминальные камлания, вообще отменили, заместив его "Воскресным вечером" с Соловьевым, к счастью, не имеющим никакого отношения к "главному событию дня".

Зато в эфир НТВ вышел экстренный выпуск такого же помоечного, как и "Прямой эфир", ток-шоу "Говорим и показываем". Здесь тоже по "горячим следам" любят обсудить моральный облик только что ушедших в мир иной любимцев публики, их жен, любовниц, законных и незаконных детей, претензии родственников на наследство и вздорный характер "совести нации". Однако что-то с самого начала пошло у них не так. Такой чистоты оказался умерший, что ни один из приглашенных в студию гостей не вспомнил, да и не сумел бы вспомнить ничего, что могло бы кинуть тень на светлый образ главного героя программы. Вспоминали его фильмы, на которых выросли поколения зрителей, умение дружить и любить, забавные или грустные эпизоды на съемочных площадках. А черный от горя Сергей Никитин упомянул еще и о даре предвидения, которым обладал Эльдар Александрович (в "Небесах обетованных" он словно предвидел, что ОМОН будет сражаться с собственным народом), и о его отношении к происходящему в стране (последние годы испытывал непреходящую боль, видя, что творится в его любимой Отчизне). Удивительно, но эти "крамольные" слова оставили в эфире, хотя ведущий Закошанский и не дал Никитину их развить, предложив лучше спеть.

Впрочем, недолго продержалось НТВ в рамках приличий, подобающих печальным обстоятельствам. Свинья, как говорится, грязи найдет. В тот же вечер вышел еще один "экстренный выпуск" - программы "Новые русские сенсации" под завлекательным названием "Завещание Эльдара Рязанова". И открыли его шокирующими кадрами: больничная палата, на кровати - беспомощный Эльдар Рязанов. Над ним склоняется и что-то говорит жена. Рядом суетятся врачи. Голос за кадром уточняет: "Финальные кадры фиксирует на мобильный телефон кто-то из медицинского персонала… Телефон предательски дрожит. Здесь и без слов понятно: Эльдар Рязанов находится в критическом состоянии…"

Примерно год назад в Сети появился и широко обсуждался пост молодого врача Алексея Кащеева, в котором тот рассказал о переписке с некоей Юлей, корреспонденткой канала "Лайфньюс". Узнав о госпитализации режиссера в отделение реанимации, она предложила доктору "хорошее вознаграждение" за то, чтобы он, когда пациент умрет, оперативно проинформировал ее об этом. "И сколько за это платят?" - поинтересовался у нее доктор Кащеев. "Самое главное, чтобы я узнала об этом первой. Я не обижу и хорошо отплачу", - пообещала "журналистка".

Кащеев тогда не только отказался от "выгодного" предложения, но и обнародовал этот дикий разговор, написав у себя в фейсбуке: "Серийный убийца не должен работать анестезиологом, а человек без моральных ценностей не должен работать журналистом". Спустя год среди медицинского персонала в клинике, где провел последние свои дни всенародно любимый режиссер, нашелся и "купец" - тот, кто по собственной ли инициативе, по просьбе ли подобной "Юли" снял умирающего, и уж, конечно, "покупатель" - канал НТВ, который с радостью приобрел и продемонстрировал этот "товар" многомиллионной аудитории. Мертвым не больно. Живым - больно. Да и то, наверное, не всем, а лишь тем, кто сохранил в себе те самые моральные ценности, о которых говорил доктор Кащеев. Благодаря "духовным пастырям", подобным нашим телеканалам, таких будет все меньше и меньше. Если Эльдар Рязанов в своих фильмах очеловечивал публику, воспитывая в людях чувства добрые и уважение к личному достоинству каждого, то ТВ методично занимается обратным - расчеловечиванием. Потому и слезы, которые ТВ проливало по умершему, скорее крокодиловы. Нет больше Рязанова - и все разрешено.

День, когда страна прощалась со своим подлинным кумиром, совпал с оглашением Послания президента Путина Федеральному собранию (видимо, по этой причине родным Рязанова отказали в просьбе предоставить им для прощания и гражданской панихиды Колонный зал Дома союзов - ни к чему массовые скопления народа практически под стенами Кремля в то время, когда там собралась вся номенклатура, та самая, из актуальных и сегодня куплетов "Забытой мелодии для флейты": "Мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем").

Стоит ли говорить, что о предстоящем событии все федеральные телеканалы начали говорить с самого утра, отсчитывая оставшиеся до него часы и минуты. Лучший перл принадлежит корреспондентке канала "Россия 24": "Менее чем через час, уже через считаные минуты прозвучит Послание президента…" В большом поле экрана своими ожиданиями делились депутаты, сенаторы, лидеры партий, министры. А в маленьком оконце в углу экрана к Центральному дому литераторов тянулась все увеличивающаяся очередь скорбящих людей с цветами, пришедших проститься с великим режиссером. "Вести", которые в день его ухода оттеснили другие события и новости на второй план, теперь исправились, показав короткий сюжет из ЦДЛ лишь на 45-й минуте после начала выпуска. Люди, обычные зрители, не скрывали слез: "Он был нам родным". Почти плакал и советник президента по культурным связям Михаил Швыдкой (единственный, между прочим, из замеченных камерой представителей политической элиты, посчитавший своим долгом прийти на прощание): "Эльдар Александрович учил нас жить не боясь". А спустя несколько минут ликующая Ольга Скабеева из Кремля, озираясь по сторонам, уже с восторгом перечисляла тех, кто занимал свои места в Георгиевском зале Кремля. И это были словно два мира, две непересекающиеся страны: одна - благодарная великому, всенародно любимому художнику за талант и доброту, другая - просто за все заранее благодарная. Не художнику. Не Рязанову. Да и бог с ней.

Ирина Петровская

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке