Георгий Данелия не выходит из дома
Фото: Getty Images
Георгий Данелия не выходит из дома

Режиссер Георгий Данелия рассказал Sobesednik.ru, о чем будет его новая книга, и объяснил, почему не спорит о политике.

На телефонные звонки с просьбой об интервью народный артист СССР, кинорежиссер Георгий Данелия отвечает всем отказом - болеет, уже год не выходит из дома. Но с Sobesednik.ru поделился новостью: несмотря на плохое самочувствие, все же работает над новой книгой.

"Зачем же я живу в таком состоянии?!"

- Георгий Николаевич, так о чем будет книга?

- В ней я объединяю вместе несколько моих предыдущих автобиографических книг. Зачем? Дело в том, что читать в последнее время я не могу, зрение плохое. Послушал как-то аудиозаписи моих мемуаров в исполнении актеров и понял: много неточностей. А еще есть повторы историй в разных интерпретациях. Что-то где-то я напутал в свое время. Ведь некоторым воспоминаниям по шестьдесят лет. Разве все упомнишь?! Вот и решил: надо навести порядок. Иногда что-то сам печатаю, но чаще мне помогает моя ученица Леночка. Она приходит, читает мои заметки, мы обсуждаем, я наговариваю, она переписывает начисто. Работа долгая, кропотливая. Надеюсь, к осени книгу выпустим.

- Герои ваших книжных историй не обижаются на вас? Иногда вы так хлестко высмеиваете их поступки.

- Бывает, ко мне кто-то обращается: "Ты чего там про меня написал? Разве такое было?" Тогда я иду в наступление: "Ты что, не помнишь такого?" Он отвечает: "Ну-у, смутно". И я тогда смело: "Вот. А я-то все помню точно!" Конечно, в каких-то историях что-то приукрашиваю. Помню, что было такое, а детали уже досочиняю. Мои ровесники иногда забывают, что за завтраком съели. А представляете, вспомнить до мелочей то, что было столько лет назад?!

- Вы признались, что год не выходите из дома. Что случилось?

- Я еле хожу. При этом "сижу" на кислородном аппарате.

- Хотя бы на природу, на дачу выезжаете?

- Дачи у меня нет. Я оставил ее в свое время бывшей жене Любе Соколовой. Там сейчас наши внуки и правнуки отдыхают. Но у меня есть квартира за городом, в писательском поселке. Там давно не был.

- Помогает кто-то? Нуждаетесь ли вы в чем-то?

- У меня есть жена, есть дом-работница. В этом смысле все в порядке. И к сожалению, голова работает. Все время думаю: "Господи, зачем же я живу в таком состоянии?!"

"Данелия, вы, наверное, с ума сошли"

- Живите долго. Ваши фильмы так любит зритель. Казалось бы, наизусть знаешь ту или иную вашу кинокартину, а показывают по телевизору - и от экрана не можешь отойти. Все равно пересматриваешь.

- Говорите, говорите, мне это приятно. Я сам часто ищу объяснения, почему фильмы советских кинематографистов так любимы. Может быть, дело в том, что в них заложена энергетика добра?! Хотя взять, например, мою картину "Слезы капали". По режиссуре - классная работа, но почему-то не пользуется такой популярностью. Наверное, не совсем добрый фильм. А вот такие, как "Афоня" или "Тридцать три", любимы. Они простые, оттуда добром веет.

Бывает, что не угадаешь, как примут твою работу. Помню, когда в Доме кино была премьера фильма "Кин-дза-дза", он провалился. Я видел по глазам зрителей, что не понравился. Хотя понравился моему внуку, которому тогда было шесть лет. Потом был просмотр в кинотеатре "Космос". Перед показом я сказал: "Фильм длинный, двухсерийный. Я сейчас уйду и вернусь к финалу. Кому надоест, не стесняйтесь, уходите. А потом, даже если останется один человек в зале, все равно отвечу на вопросы". Когда я вернулся в кинотеатр, зал был полным. Овация минут на десять. 

Были и такие письма: "Куда смотрит государство?! На такую ерунду деньги дают", "Данелия, вы, наверное, с ума сошли. Вам пора лечиться". Но помню и такое послание: "Уважаемый Данелия, мы любим ваши фильмы, они добрые. Многие ругают "Кин-дза-дзу". Не верьте им, фильм прекрасный. Он - о нас, о том, что происходит в обществе, на всем земном шаре. Счастья вам и здоровья. Ученики 4-го класса, город Одесса". У меня это письмо до сих пор хранится. И сейчас много хвалебных слов в адрес фильма.

- Конечно, ведь сегодня эта кинокартина как никогда актуальна. Такое расслоение общества на бедных и богатых, на "патриотов" и "непатриотов". Совсем как в фильме - на чатлан и пацаков.

- Помните, у Ильфа и Петрова в "Золотом теленке" подпольный миллионер Корейко пошел гулять с Зосей? Она сказала, что "хорошо бы в кино сходить". А билеты стоили по десять копеек. Корейко посчитал это дорогим удовольствием, а у самого в кармане в папиросной коробке лежало десять тысяч рублей. Но он боялся их доставать. У нас же сейчас никто ничего не боится. Какие свадьбы устраивают миллионеры, какие дома возводят! У помощника прокурора замок стоит огромный! Я бывал в Барвихе на Рублевском шоссе. Зрелище ужасное. Чем хорош загородный поселок? Ты приезжаешь на свободу. А там возникает ощущение, что приехал в какую-то тюрьму. С одной стороны высокий кирпичный забор, за которым ничего не видно, и с другой стороны такой же забор. Оттуда выглядывают аляповатые, совершенно безвкусно построенные дома. И настроение портится.

Георгий Данелия, 2013 год. Фото: Getty Images

 

С Михалковым не согласен

- Вы следите за политической ситуацией в нашей стране?

- Я вам подскажу, к кому обращаться: Никита Михалков, Станислав Говорухин, Карен Шахназаров. Вот эти люди часто говорят по телевизору о том, как живет страна. Я в этом плане плохой собеседник потому, что всегда не любил, когда делят людей на богатых и нищих. И при Горбачеве не любил, и при Ельцине, и сейчас тоже.

- Как-то с иронией вспомнили о своих коллегах.

- Поверьте, это я сказал без всякой иронии. Говорухин, например, считает меня самым великим режиссером, и я этого не могу не оценить. Поэтому к нему отношусь хорошо. Шахназаров для меня как воспитанник. Но я не могу понять: зачем ему все это надо?! С Никитой-то понятно, у него - гены. Там семья вся такая…

- Желание быть поближе к власти?

- Ну, не обязательно так… Я хорошо знал его отца - Сергея Михалкова и Наталью Петровну Кончаловскую, маму Никиты. Сам он впервые снялся в моем фильме "Я шагаю по Москве". Бывает, Никита приезжает ко мне, привозит свои охотничьи трофеи. С ним приятно побеседовать. Но со многим из того, что Никита говорит по телевизору, я не согласен. Там семья такая… Немножко Андрон отклонился в какой-то момент.

- Ну, он отклонился в своих общественно-политических взглядах, потому что уехал за границу. Поэтому и взгляды такие были.

- Были, да. А сейчас он понял, что там никому не нужен, вернулся… Взгляды, по-моему, поменялись.

- Когда общаетесь с коллегами, не спорите об этих самых разных взглядах?

- Зачем я буду спорить? Это же глупо!.. Поговорить о том, что происходит в стране, мне хватает моего близкого друга - журналиста и писателя Юрия Роста. С ним у нас взгляды совпадают.

- А вам предлагают участвовать в общественно-политической жизни?

- Да все знают, что я откажусь. В свое время сорок лет был секретарем Союза кинематографистов, но ни разу не пришел на заседания. Продлевали мои полномочия механически. Потом уже, когда Никита возглавил союз, спросил меня: "Ты почему не ходишь?" Говорю: "Да я вообще там никогда не был". Он возмутился, удивился. И меня освободили от этой должности. Но мне это до лампочки. Понимаете, я - трудоголик: если занимаюсь своей кинокартиной, то ничего другого мне не нужно. Никаких общественных нагрузок. Ну, одно время уговорили - преподавал недолго. Хотя, вспомнил, еще руководил студией, где и Эльдар Рязанов, и Леонид Гайдай, и другие великолепные режиссеры работали под моим началом.

- Недавно ушел из жизни Эльдар Рязанов. Такая потеря для нас и для кино.

- Да, да, очень грустно. Мы с ним говорили незадолго до смерти. В жизни не очень дружили, хотя и были в хороших отношениях. А потом, когда мы старые, оба засели по домам, часто созванивались. И это было взаимно приятно: я его хвалил, а он меня.

Перанов Олег 

counter
Comments system Cackle
Загрузка...