Ученые: за дружбой кроется сходство ДНК

Исследование, проведенное учеными, указывает, что генетически мы ближе к своим друзьям, чем к незнакомым людям.

19.07.2014
Источник:BBC News - Русская службаBBC News - Русская служба

Исследование, проведенное двумя и ранее вызывавшими полемику американскими учеными, указывает, что генетически мы ближе к своим друзьям, чем к незнакомым людям.

Изучив ДНК около двух тысяч человек в небольшом американском городке, ученые обнаружили, что у друзей на 0,15 больше общих генов, чем у незнакомых людей.

Это соответствует уровню сходства ДНК пятиюродных братьев.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences и сразу подверглись критике со стороны многих других ученых.

"Это неожиданный результат, а подобные результаты обычно вызывают критику ученых", - говорит один из соавторов исследования, профессор медицинской генетики и политологии в Калифорнийском университете в Сан-Диего Джеймс Фаулер.

Фаулер вместе профессором Николасом Кристакисом из Йельского университета проанализировали около 500 тысяч однонуклеотидных полиморфизмов (снипов) - маркеров генетической изменчивости.

Коэффициент родства

Участники исследования не только предоставляли образцы своего ДНК, но также отвечали на вопросы о том, кто именно является их близкими друзьями.

Профессоры Фаулер и Кристакис подсчитали коэффициент родства, используя маркеры сначала пар друзей, а затем не знакомых друг другу людей, и нашли, что этот коэффициент немного выше среди друзей.

"Мы не говорим о каких-то специфических генах, - сказал профессор Фаулер в интервью Би-би-си. - Мы говорим о структурных характеристиках всего генома".

Однако многие другие ученые уже выражают сомнения в результатах этого исследования, так как на него могли повлиять другие факторы, как например этническое происхождение исследуемых или другие аспекты социальной стратификации, которые могут привести к тому, что люди могут дружить с людьми, схожими с ними генетически.

По словам профессора Эвана Чарни из университета Дьюка, который критиковал исследования Фаулера и Кристакиса и раньше, подобный анализ приведет к осмысленным результатам лишь в том случае, если ни один из исследуемых не является родственником других, а доказать отсутствие родства практически невозможно.

"Это исследование построено на презумпции, что речь идет о тысячах людей, которые не находятся в родстве", – сказал он в интервью Би-би-си.

Генетические структуры популяции

Доктор Рори Боуден, специалист по статистике в Оксфордском университете, также считает, что на результаты американского исследования могли повлиять "очень трудноуловимые генетические структуры популяции".

"Я хотел бы знать, учли ли они известные факторы в дружбе между людьми, как например принадлежность одной и той же церкви, спортивному клубу и другим подобным организациям, которые могут привести к корреляции с генотипом, так как они отражают места происхождения в Европе участников исследования", - замечает он.

Профессор Чарни также отмечают, что подобные исследования ставят слишком сильный акцент на последовательности ДНК. "У людей различная совокупность генов в разных клетках и разных частях тела".

По его словам, за исключением редких генетических заболеваний, однонуклеотидные полиморфизмы до сих пор не предоставляли информации о поведении или характере человека.

Но авторы исследования уверены в своих результатах. "Большинство людей даже не знают, кто им приходится пятиюродным братом", - говорит профессор Кристакис. - Тем не менее, каким-то образом, несмотря на бесчисленное количество возможных пермутаций, мы выбираем себе в друзья людей, похожих на наших родственников".

BBC News - Русская служба