"ГРОЗАГРОЗА" - почему-то именно так назвал свою постановку по известной пьесе Александра Николаевича Островского российский режиссер Евгений Марчелли, лауреат театральной премии "Золотая Маска", главный художественный руководитель театра им. Т.Волкова в Ярославле. Спектакль, поставленный Марчелли в театре Наций, привезли в Израиль на Международный фестиваль Jaffa Fest в рамках, ставшего уже традицией, проекта "Золотая маска в Израиле". Jaffa Fest вместе с "Золотой маской" выдали в этом году спорный и яркий срез театральной жизни России. И жизни, как таковой. Мне, как поклоннице оригинального театра Евгения Марчелли, было интересно встретиться с режиссером в связи с его интерпретацией классической пьесы, и поговорить о жизни и театре.
- Господин Марчелли, какой это по счету ваш визит в Израиль?
- Четвертый.
- Как себя у нас чувствуете?
- Прекрасно! Мне всегда, неизменно в Израиле хорошо. Никакого напряжения. И это в вашей ситуации - чудо! И страна - чудо, и мир отсюда выглядит чудом!
- На фестивале Jaffa Fest, в рамках проекта "Золотая Маска в Израиле" нам показали вашу "ГРОЗУГРОЗУ" театра Наций. Почему вы выбрали эту пьесу? Ее ведь все знают, могут из нее море всего процитировать... "Отчего люди не летают"... Она прошла по многим сердцам ножом в школьной жизни... У вас к ней особая любовь?
- Пьесу я не просто не любил, я ее ненавидел со школьной скамьи. Хотя драматургия Островского мне нравится. Я редко ее ставлю, но очень ценю. А "Грозу" все читал, перечитывал, и дочитался до того, что нашел свое понимание. Мы поработали над текстом - она ведь немного былинно написана... мы постарались ее оживить, сделать проще. Будто перевели на язык современников. Ввели современные обороты. Даже в каком-то месте и неконвенциональные.
- Ваша идея, чтобы Тихона и Бориса, мужа и любовника Катерины, играл один актер - откуда?
- Я вообще хотел, чтобы они были близнецами. Почему в жизни любят одних и не любят других, хотя они совершенно одинаковые? Почему любишь этого, а не того? Любовь никогда не отвечает на вопрос "почему". В Катерину вселяется бес, который называется любовь. Мама, Марфа, сына любит, да и невестку вполне нормально терпит. Хотя ревнует. Она провоцирует ситуацию, отправляет сына прочь, в поездку, потом жалеет. Но Катерину она из сердца сына вырывает...
- Какие ваши спектакли в последние несколько лет имели самый большой кассовый успех?
- Есть такая простая пьеса Михаила Зуева "Зеленая зона". Она про барак. Я ее поставил в своем театре. Она так зрителю пришлась по вкусу, что в зале всегда аншлаг. Публика валом валит. Это про нас, ведь все мы жили, да и живем в бараке...
- Юрий Итин, директор театра имени Волкова, оказался под следствием вместе с другими фигурантами по делу "Гоголь - центра"... Я знакома с господином Итиным. Мне он всегда казался очень интеллигентным и честным, и хорошим директором, болеющим за театр. Что думаете об этом деле?
- Думаю, имела место творческая расслабленность, неточность в документах. Поставили спектакль, выпустили его, а документов об этом нет, ничего верно не оформили. Спектакль идет до сих пор. А доказать нельзя.
- Я знаю, что вы хорошо знакомы с нашим израильским режиссером и раввином Михаилом Коганом...
- Да! Мы уже виделись сегодня, он повез моих актеров на экскурсию в Иерусалим. Он был моим кумиром, я очень многому у него научился. Мне даже говорили, что я повторяю его жесты, манеры. Он феноменально образован. Его понимание религии, философии вызывает восхищение.
- Вы жесткий, трудный режиссер? Диктатор? Кричите на актеров?
- Нет, никогда! Это не мой путь. Когда актер ничего не боится, он рождает то, что в страхе никогда родиться не может.
- Звезда Волковского театра, теперь уже звезда и театра Наций Анастасия Светлова послушная актриса? Или она как ваша жена может позволить себе быть своевольной?
- Театральная семья - это непросто. Мы всегда в театре. И на работе, и дома. Театр с нами повсюду. Иногда на репетиции что-то не получается, мы идем домой, говорим об этом - а потом, назавтра, приходим с решением. Актеры сразу: "Конечно, вы же дома все сделали...".
- Зритель сегодня умный, наивный, циничный - какой?
- Очень разный. Но в то же время в чем-то всюду схожий. Возможно, что времена, когда "Чайку" и "Гамлета" (пьесы, поставить которые мечтает каждый режиссер!) знали, чуть ли не наизусть, прошли. Я вот поставил "Чайку", так в финале, когда звучит эта хрестоматийная фраза "Константин Гаврилович застрелился...", в зале возникает общий потрясенный вздох. Зрители пьесу не знают... Финал для них сюрприз. Хотя когда я пришел на читку другой очень известной пьесы, "Кто боится Вирджнини Вульф" Олби, я с удивлением понял, что и актеры не читали материал...
- Что читает, чем растит душу режиссер Марчелли?
- Меня избрали в литературную академию, мы решаем судьбу премии в области современной прозы, и я получаю по десять романов, которые надо прочесть за короткий срок... так что чтением я обеспечен, и это интересно!
- Путешествия, ¸шопинг, бридж - что-то в этом роде вас интересует?
- Пожалуй, прогулки на природе. И отдых, и пища, условия для размышлений.
- Работа трудная, ответственность, море эмоций самого разного толка. И вы, и ваша жена Настя Светлова, живете в театре. От проблем и драм не сбежать никуда. Чем спасаетесь? Чем защищаетесь?
- Юмором. Иначе бы совсем тупик...
- У вас есть некий кумир, человек, одно существование которого в мире, в искусстве дает вдохновение, пример в профессии, ведет вперед?
Он думает очень недолго.
- Анатолий Васильев. Все его работы - и источник, и школа, и повод еще раз что-то важное осознать.
- Вы сейчас ставите очень много, всюду - здесь и театр Ермоловой, и театр Наций, и свой Ярославский... Чем глубоко в душе гордитесь, что вам самому кажется удачей?
- "Утиной охотой" Вампилова в театре имени Ермоловой. Там на роль Зилова я пригласил Ваню, Ивана Янковского, внука Олега Янковского. Он очень талантливый, очень правильно все играет, точно. Я ставил спектакль не про кризис среднего возраста (ведь герои молоды, что-то "около тридцати", может быть и двадцать пять). Я ставил историю о том, что все мы друг друга используем.
- Была бы абсолютная свобода в выборе материала, что бы вы поставили сразу, без колебаний?
- "Село Степанчиково и его обитатели".
- Женя, а зачем театр вообще? Зачем он вам? Зачем он людям?
- Я ничего другого не хотел бы в жизни делать. А для чего он людям, вы спросили? Когда императрица подписывала указ об учреждении в России театра...
- ...того самого театра, который основал купец Волков... в Ярославле... Волковского, первого в России, которым вы сегодня руководите...
-...да, именно... В указе было сказано: ...дабы искоренять скотские нравы...". Вот она цель, лучше не скажешь.
Читайте также
...Катерина улетела. Короткая история ее любовного бунта, обреченного, наивного, понятного, нервного, закончилась. Режиссер Марчелли, прихрамывая (только недавно оставил костыли после операции"), пошел к актерам, которым в театральном мире еще много раз искоренять, искать, взлетать, пытаться вместе с авторами и режиссерами сделать нас хоть чуть-чуть лучше. Как там писала Екатерина Великая? "Дабы искоренять"... Дай-то Бог!
Инна Шейхатович
Напомним, в Яффо продолжается Международный театральный фестиваль Jaffa Fest, особое место в котором занимают спектакли проекта "Золотая Маска в Израиле". Дополнительная информация и заказ билетов здесь