Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Салат

А
А

Ян Липин: Семье Стравинского понравилась моя постановка "Весны священной"

Поклонники считают Ян Липин самым красивым, идеальным существом из когда-либо живших на Земле.

26.01.2020
Источник:salat.zahav.ru
Zahav.ru пресс-служба/Elena Zapassky

В начале февраля у израильских любителей балета вновь появится возможность окунуться в атмосферу чуда и мистики, которую создает на сцене культовая хореограф и танцовщица Ян Липин.

С 5 по 8 февраля в Оперном театре Тель-Авива компанией современного танца "Павлин" будет представлена постановка "Весна священная", премьера которой прошла в Шанхае в 2018 году.

Два года назад израильская публика впервые соприкоснулась с магией танца Ян Липин, чье творчество по праву считается весомым вкладом в современное танцевальное искусство мира и Китая. В 2018 году на сцене Оперного театра Тель-Авива было представлено захватывающее незабываемое зрелище - уникальный балет "В осаде", и вот теперь израильтян ожидает новая встреча с постановкой, которая уже покорила зрителей Лондона, Москва, Эдинбурга и Австралии.

Ян Липин является одним из символов современного танца нашего времени, она объединила в своем творчестве народные элементы и современную хореографию. Ее иногда называют колдуньей, а она и не отрицает. С одной лишь поправкой, что колдовство в ее роду исключительно танцевальное. На родине Ян таких людей называют "бимо" - колдунья, обладающая даром танца. Бабушка танцовщицы тоже была "бимо" и всю свою жизнь выражала себя и свои эмоции в танце, с помощью танца общалась с небесами и землей, с помощью него говорила с богами.

Ян Липин. Фото: Лена Запасская

 

В преддверии гастролей в нашей стране мы поговорили с Ян Липин и попросили ее рассказать о "Весне священной" - постановке, которую увидят израильские любители балета в феврале.

- Почему вы решили поставить балет "Весна священная" на музыку Стравинского?

- В мире танца Стравинский - знаковая фигура. После спектакля "В осаде" я хотела создать более мультикультурное произведение, понятное зрителям разных стран. С другой стороны, у "Весны священной" множество танцевальных версий. Моя трактовка сочетает европейскую музыку с традициями дальневосточного танца.

Сцена из балета "Весна священная". Фото: Yijian Li

 

- В чем ее китайская составляющая?

- Приношение в жертву, описанное в "Весне священной" - добровольная жертва. В отличие от христианской традиции, в буддизме человек умирает и продолжает жить в другом качестве. В провинции Юньнань, где я родилась, тоже есть традиция весенних жертвоприношений. Сюжет основан на буддистских традициях провинции Юньнань.

- Как музыка Стравинского сочетается с сюжетом?

- Это очень сильная музыка, и профессор музыкального факультета Шанхайского университета Шунтиан Хе обработал сочинение Стравинского таким образом, что оно органично вписывается в наш танец.

Сцена из балета "Весна священная". Фото: Yijian Li

 

- Премьера "Весны священной" прошла в Париже в начале 20 века. Вы знакомы с реконструкцией первоначальной версии?

- Безусловно, и то, что заинтересовало меня в этом произведении - это универсальная борьба между жизнью и смертью. Этим вопрос интересует многих хореографов, в том числе им задавались Пина Бауш и Вацлав Нежинский.

- Ваш спектакль насыщен символикой. Что она означает?

- Есть линия, которая символизирует Всевышнего, мужское начало. Есть пять мистических слов на китайском, и, конечно, все детали костюмов также имеют определенное значение. Один из элементов оформления сцены в этом спектакле - золотые слитки в виде иероглифов, складывающих в мантру - в мантру Бодхисаттвы Сострадания.

Это одна из самых кратких мантр в буддизме. Ее шесть символов соответствуют шестикратным человеческим страданиям в буддийской философии: 唵 (ōng) - белый для спасения от гордости; 嘛 (ma) - зеленый для избавления от зависти; 呢 (nī) желтый для спасения от жадности; 叭 (bēi) синий для спасения от болезни; 咪 (mēi) красный, чтобы спасти от голода; 吽 (hōng), темно-синий, чтобы спасти от стихийного бедствия. И все это - в балете, воссоздающем круговорот жизни, обряд весны и перевоплощения. Ян создала не реальный мир, но абстракцию вселенной, где время, пространство и жизнь сосуществуют в повторяющемся цикле.

Сцена из балета "Весна священная". Фото: Yijian Li

 

- В постановке "В осаде" танцуют мужчины, а в "Весне священной" заняты в основном женщины.

- Да, 13 девушек и один мужчина. Мужчина - это ян, а женщина - инь, но в этом спектакле это не самое главное. В китайской философии у луны тоже есть инь и ян, это разделение касается многих явлений природы. Ян в музыке - это быстрый темп, а инь - более медленный. Предыдущие постановки "Весны священной" ставились при участии равного количества мужчин и женщин, но я решила изменить это, и на сцене - в основном, девушки. Они родились в разных регионах Китая, среди них есть представительницы многих народностей. Вся их жизнь - это танец, работа над душой и телом. Мужчина же в "Весне священной" исполняет роль священника.

Сцена из балета "Весна священная". Фото: Yijian Li

 

- Сколько времени шла работа над этим спектаклем?

- Около года, даже больше.

- Где вы уже выступали с этим балетом?

- "Весна священная" была показана 20 раз в Китае, по плану у нас еще 40 представлений, и до сих пор реакция аудитории восторженная. Мы также показывали ее в Канаде, в Лондоне. В Китае почти не было попыток поставить балет "Весна священная". Мы также представили эту постановку на сцене Большого театра в Москве. Кстати, после спектакля очень известный в России хореограф сказал мне: "Это уникальное шоу!". Нам очень приятно, что в России была столь восторженная реакция, никто в зале даже не смотрел на экран телефона (смеется). Спектакль продолжается 70 минут. После Израиля мы едем с ним в США - в Сан-Франциско.

- Если бы Стравинский жил в наши дни и пришел на ваш балет "Весна священная", как вы думаете, какова бы была его реакция?

- Знаете, представители семьи Стравинского были на нашем спектакле в Лондоне. Они признались мне после представления, что им очень понравилось. Их очень привлекло сочетание европейской музыки и китайского танца.

С Ян Липин беседовала София Нимельштейн.

 

Поклонники считают Ян Липин самым красивым, идеальным существом из когда-либо живших на Земле. Ей слегка за 60 лет, но она по-прежнему грациозна, вне возраста, она молода и легка - настоящая "Душа павлина" (так называется прославивший ее танец). Миниатюрная китаянка с тонкими чертами лица, почти прозрачная. Ян и вправду само олицетворение гармонии, любви и красоты. Ее танец считается шедевром китайского искусства, которому рукоплескал весь мир, а Ян Липин уже при жизни стала легендой.

Ян Липин. Фото: Лена Запасская

 

Итак, в начале февраля не пропустите встречу с виртуозным и трепетным, ритуальным и культовым, медитативным, этническим, сакральным, традиционным и современным танцем Ян Липин, который впечатляет, задевает чувства и запоминается навсегда, танцем, который хочется видеть вновь и вновь. 

Читайте также


"Весна священная"

Оперный театр Тель-Авива имени Шломо Лахата

5 февраля 2020 года, среда, 20:00

6 февраля 2020 года, четверг, 20:00

7 февраля 2020 года, пятница, 13:00

8 февраля 2020 года, суббота, 12:00 - дополнительный спектакль

8 февраля 2020 года, суббота, 21:00

Заказ билетов в кассе "Браво" или по телефону 03-6927777

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке