В России хотят запретить наименование "шампанское" для вин из французской Шампани. Это слово можно будет использовать только для российской продукции, а остальные напитки придется переименовать в "игристое вино". Из-за этого производитель Moët & Chandon решил приостановить поставки своей продукции в Россию. Север.Реалии объясняют, что произошло, и как на это отреагировали эксперты и социальные сети.
Исключить "шампанское"
Президент России Владимир Путин 2 июля подписал поправки в закон, который регулирует алкогольную продукцию. По ним понятие "шампанское" может использоваться только по отношению к "российскому шампанскому", то есть произведенном в России. Эти поправки внесли в Госдуму еще в 2017 году, но Совет Федерации одобрил их в июне 2021 года.
Компания Moet Hennessy, которая поставляет вина Moet & Chandon, Dom Perignon, Veuve Сlicquot, через своего российского дистрибьютора "Моет Хеннесси Дистрибьюшн Рус" отправила партнерам письмо, в котором сообщила, что приостанавливает поставки шампанского в Россию, пишет РБК.
Компания отказалась от поставок, потому что новые правила требуют от нее изменить категорию и маркировку продукции на "игристое вино". Производители шампанского "не подтвердили готовность изменить категорию шампанских вин для российского рынка", цитирует РБК письмо.
По подсчетам Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя в Россию ввозится около 50 миллионов литров импортных игристых и шампанских вин в год, из них 13% - шампанское из Франции. Директор центра Вадим Дробиз подсчитал, что доля Moet Hennessy в общих зарубежных поставках - меньше 2%, его потребляет около 1 миллиона человек. Ежегодный импорт компании в Россию - 600-800 тысяч литров на 20 миллионов долларов.
"Выстрел себе в ногу"
Вадим Дробиз в комментарии BBC сказал, что поставки премиальных вин - это узкий сегмент и новый законодательный запрет не скажется на общей ситуации. Эту продукцию может заменить игристое вино из Испании и Италии. При этом в основном россияне пьют отечественное игристое (импорт занимает 27%).
Дробиз думает, документ был прочитан "ошибочно". "Наш закон не может отменить международное название продукта "шампанское" - это не его юрисдикция", - говорит эксперт.
Президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович сказал РБК, что вино должно соответствовать национальному стандарту, на этикетке должно быть указано, что продукт соответствует требованиям. "Придется попотеть, побегать с переоформлением документов", - отметил он.
Президент группы компаний Simple Максим Каширин был возмущен тем, как принимались поправки.
"Я давно не припомню, чтобы новое законодательство принималось в такие сроки - чуть ли не в последний день работы Госдумы - и не давало никакого переходного периода. Если мы не сможем импортировать продукцию - государство просто стреляет себе в ногу: не секрет, что Россия не сможет обеспечить свои потребности без импорта", - считает Каширин.
"Что мелочиться, пусть страну переименуют"
В соцсетях отношение к принятому закону выразили и представители индустрии, и простые пользователи. В основном - негативное.
Представитель "Приазовского винного дома" Сергей Смолин сдерживается от матов.
Директор департамента частно-корпоративных продаж в Vinicom Ольга Смирнова считает, что пришла очередь виноторговых компаний быть погубленными.
Политолог Аббас Галлямов видит в новом запрете отсутствие осознанной стратегии, а большинство пользователей - "маразм" и "цирк".