Zahav.СалатZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+30+21
Иерусалим
+32+24

Салат

А
А

Четверка симпатичных лгунов

На спектакль можно идти, чтобы отдохнуть, забыть о своих проблемах. Думать тут не обязательно.

05.06.2022
Фото: Симха Барбиро

"Давайте все проясним!" - так я бы перевела, передала на русском название нового спектакля в тель-авивском Камерном театре. На иврите оно такое: "Боу нифтах эт зе", то есть: "Давайте это откроем!". И имеется в виду сразу много разных тем и вещей.

Герои пьесы Став Идисис и Гилада Шмуэли по ходу сюжета вынуждены открыть истину, перестать обманывать близких - и отец семейства Яки, которого играет Моти Кац, после долгих колебаний открывает бутылку безумно дорогого вина, купленного давно в Венеции и предназначенного для особого случая.

В пьесе четверо героев. Четыре актера. В подзаголовке пьеса определена, как "семейная комедия". Действие перемещается из съемной квартиры молодой пары Михаль и Юваля (бирюзовая люстра и бирюзовое покрывало на кровати) в очень благоустроенную квартиру родителей Михаль, Яки и Роны. Сценограф Шани Тор позаботился, чтобы быт родителей выглядел благородно-роскошным; здесь все продумано, функционально, уютно. За окном садик, зелень, пастораль среди шумного мира.

Михаль и Юваль динамичны, молоды, амбициозны. Они хотят жить современно. По ходу истории мы узнаем, что они приняли для себя форму "открытых отношений", когда партнеры не отказываются вступать в интимный контакт с кем-то на стороне и не скрывают этого друг от друга. Так вышло, что поцелуй Юваля с другой девушкой попал на фото, которое участливая подруга прислала на мобильный мамы Михаль. Скандал, драма. Мама Рона (Ирит Каплан) потрясена. Ошарашена. Папа Яки (Моти Кац) в ужасе. В истерике. Бушуют страсти. Родители хотели купить детям квартиру, помочь им. А тут такой конфуз - Юваль выглядит подлым изменником… Кроме того, он работает администратором в ресторане, зарабатывает весьма незначительные деньги - но видит свою жизненную цель в том, что написать книгу. Стать писателем.

Михаль беременна, но скрывает это от родителей, потому что они с Ювалем еще не решили, хотят ли оставить ребенка, или будет сделан аборт. Шумные выяснения отношений. Потом выяснится, что Рона вышла за своего мужа, будучи беременной от другого, и Яки признал девочку, полюбил, сказал: "Твоя дочь - моя дочь". Михаль все эти годы не знала, что папа у нее не родной. Что сказать?

Скромный, довольно банальный сюжет расцвечен шутками, комическими положениями. Режиссура Идо Розенберга - а этот модный режиссер, похоже, сейчас возникает на всех наших важных сценах - четко и скрупулезно идет за текстом. Каждая сцена уравновешена с природой, стилем, духом пьесы. Никаких неожиданностей. Никаких лишних трюков. Все логично, нарядно, иллюстративно. Беседы за столом. Беседы на кухне. Шумные. Экспрессивные.
Рона убегает курить в туалет, - она скрывает от семьи, что курит. И тогда салон затемняется, а она с телефоном и сигаретой освещается в интерьере раковины и унитаза. Михаль скрывает от родителей и беременность, и то, что именно она предложила мужу вести свободный образ жизни. Юваль хочет быть независимым, хочет осуществить литературные мечты. Подозревая зятя в том, что он изменяет его любимой дочери, которая беременна, Яков с трагичной нежностью обнимает драгоценную бутылку, не желая расстаться с сокровищем в такую горькую минуту.

Все разрешается благополучно. Все помирились. И все бы хорошо. Весело. Да остается некий странный привкус уксуса. Лимона. То ли тема мелковата, к тому же не очень подходит жанру комедии, но недостаточно крупна и несерьезно подана для драмы. То ли мне лично просто сложно соотнести себя с проблемами этой благоустроенной семьи, и их переживания для меня выглядят дутыми.

Читайте также

Самая лучшая сторона спектакля - актеры. Ирит Каплан хороша всегда, колоритна, умеет вести свою линию ярко, логично, эксцентрично. Умеет украсить любой материал. Найти краски и оригинальность. И Моти Кац здесь хорош. Убедителен в своей любви к дочери, к красавице-жене, о женитьбе на которой никогда не пожалел. Он наивен, серьезен, по-детски простодушен. Отчаянно грозен, беззащитно доверчив. Зал смеется - и сопереживает. Что уже удача.

Пара Михаль - Юваль милая, немного инфантильная. Но так и написано. Больше извлечь из этой пьесы, чем сделали актеры и режиссер, нельзя.

Абигайль Арари и Гилад Шмуэли (он, к слову, и один из авторов этого драматургического произведения) естественны, ведут свою игру с полной самоотдачей.

Музыка Нира Шалева Лугасси стилистически точно передает мягкий сарказм и очарование быта этих вполне благополучных людей.

Финал абсолютно счастливый. Комически-благостный. На спектакль можно идти, чтобы отдохнуть, забыть о своих проблемах. Думать тут не обязательно; а хорошо ли это, такой ли театр нам интересен, - решайте сами. У меня есть ответ, но это мой совершенно личный, отдельный от всего и всех ответ…

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке