Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Салат

А
А

Звезды и волны Красного моря

Эйлат призывает меломанов с 8 по 11 февраля обратиться к музыке. Причем к музыке необычной.

24.01.2023
Леонид Розенберг. Фото: пресс-служба

Эйлат - маленький город. В обычный день он сонно дремлет под голубыми небесами у густо-синего моря, которое называется Красным. В воде плещутся легкие, сверкающие, как самоцветы, мелкие рыбки. Скромные, хотя и с претензией на сувенирно-самобытную роскошь ларьки на побережье бросаются в глаза пестрой опереточной доминантой. Аттракционы в вечерний час развлекают у горбатого мостика туристов. Гостиницы смотрят на все горделиво, белыми стенами расталкивая линию горизонта. Садятся и взлетают самолеты. Камерный, но величественный пейзаж. Тихо. Город-то маленький…

Но есть в нем один волнующий сюжет. Одна сказка, которая длится семнадцать лет. А если посчитать еще и годы подготовки, - время, которое было потрачено на то, чтобы эту сказку, этот проект оживить, осуществить, - то его история насчитывает двадцать три года. Я говорю о международном Фестивале камерной музыки.

Скоро фанфары Фестиваля прозвучат вновь: Эйлат призывает меломанов с 8 по 11 февраля обратиться к музыке. Причем к музыке необычной, особым образом подобранной, и к исполнителям, которые стоят на очень высоких ступеньках в мировом рейтинге. Подчас - исполнители нам незнакомы. Иногда - их выступление обещает сенсацию. Предусмотрены открытия, музыкальные сувениры, необыкновенные программы.

За свою историю ежегодный Фестиваль не состоялся только один раз. Из-за ковида…

Эйлатское чудо, эйлатский Фестиваль не копирует ни структуру, ни природу никакого иного израильского фестиваля. Он такой в нашей стране - единственный. На его просторах, в его залах появлялись многие прекрасные исполнители, сверкали большие таланты.

Организатор, капитан и штурман всего события, отважный рыцарь культуры - музыкант, педагог, продюсер, тонкий знаток искусства и прекрасный человек Леонид Розенберг. Его стройная фигура, стильный бежевый пиджак, его мягкая и сдержанная манера общаться - всегда привлекают внимание.

Выделяют его из любой толпы. Благодаря его усилиям, его энергии, его волевым качествам Фестиваль в Эйлате жив и процветает. А эйлатская консерватория стала авторитетной и престижной, заняла достойное место на карте музыкальных учебных заведений Израиля.

Я много раз встречалась с Леонидом Розенбергом, с этим изумительным музыкальным подвижником.

Беседовала. Наблюдала за ним на репетициях, концертах. И всегда восхищалась им. Если вам близка музыка, то вы понимаете, сколь велика роль продюсера, создателя, руководителя и генерального директора Фестиваля, сколь велик его вклад в это чудо. Если же вам камерная музыка почему-то не близка - все равно поверьте мне на слово: господина Розенберга еврейскому государству следовало бы носить на руках. За смелость и упорство. За действенную любовь к музыке и к родной стране. За хороший вкус и доскональное знание мировой музыкальной ситуации.

Что? Вы спрашиваете, почему ему не воздают заслуженные почести? Ну, это понятно. А непонятливым объясню: культура - дорогая игрушка. И не всем она ежедневно нужна. Не все понимают ее смысл и важнейшие задачи. За деньги, которые тратятся на Фестиваль камерной музыки, можно, наверное, провести два фестиваля пива. Или еще какие-то народные увеселения. А серьезная музыка - она не для всех. И камерная музыка не входит в перечень наиболее массовых народных развлечений. Это ведь не футбол, не жвачка-попса, не гастрономические праздники.

В разные годы Эйлат оказывался «местом силы» и в те дни, когда международный Фестиваль камерной музыки еще не начался. Этот город посещали, и выступали в нем в рамках самых разных проектов - и всемирно (всемерно!) любимый израильский ансамбль современного танца «Бат-Шева», и ярчайшие звезды джаза, и гастрольный десант Кировского театра из Петербурга под предводительством Валерия Гергиева. Многократно в Эйлате играл свои спектакли театр «Идишпиль», проходили вечера и утренники «Класси-Камери» - это музыкальные приветы тель-авивского Камерного оркестра… Разнообразные карнавалы и шоу в Эйлате - не редкость. Но международный Фестиваль камерной музыки - явление особенное, необыкновенное. Это жемчужина культуры, отшлифованная Красным морем. Это благородный труд души и надежная платформа для ее высокого расцвета.

В преддверии фестиваля 2023 года я побеседовала с Леонидом Розенбергом.

Читайте также

- Вы в этом созидании, большом труде уже долго. Как за эти годы изменился Эйлат, по сути - маленький городок у моря?

- В первые годы своего преподавания в Эйлатском консерваторионе я увидел, что здесь принято обучать музыке на довольно узком наборе инструментов: фортепиано, скрипка, гитара, ударные. Мне хотелось этот спектр расширить, прибавить и валторну, и гобой… Я считал, что правильно для ученика не ехать в другое место на урок, а получать все варианты дома. Кроме того, в Эйлате нельзя было послушать оперу, мало возможностей послушать живую серьезную музыку. Это и стало отправной точкой. И я привез фестиваль в Эйлат. Хотел дать городу, - и взрослым слушателям, и юным музыкантам - лучшее, причем рядом, без долгих поездок в Тель-Авив. В программе двух последних фестивалей были и концерты учеников нашего консерваториона. Для меня это очень важно! Дети, воспитанные на фестивалях, сами вышли на фестивальную сцену. Я слышал серьезные мнения уважаемых коллег, что именно эти концерты стали большими событиями, очень впечатлили. Фестиваль для некоторых наших воспитанников послужил весомым аргументом, решающим фактором при выборе профессии. Наши школьные коллективы прекрасно показали себя на международных площадках, были отмечены наградами жюри и овациями публики. В этом году в программе Фестиваля тоже есть наш концерт.

- Город проявляет интерес к фестивальным программам? Появилась местная публика?

- Есть постоянная эйлатская публика. Есть многочисленная публика, приезжающая специально на фестиваль. Для гостиничной сети "Дан", с которой мы сотрудничаем, фестиваль стал визитной карточкой.

- Чем порадует, чем удивит программа нынешнего фестиваля?

- Программа - витраж, соединение желаемого и возможного, сложного и популярного! Дирижер Пол Маккриш и ансамбль "Gabrieli Consort and Players" - это невероятно! Очень драгоценная страница в фестивальной летописи. Будет представлена концертная версия оперы Генри Перселла "Король Артур". В нашей программе интереснейший струнный квартет "Vision" из Германии. И Иерусалимский квинтет саксофонов под руководством Герша Геллера.

Талантливый французский виолончелист Эдгар Моро сыграет вместе с братом, пианистом Джереми Моро, произведения Шумана, Грига и Штрауса. И еще он же сыграет с Камерным оркестром Галилеи концерт Шумана (дирижер Салим Абуд-Ашкар). Оркестр Галилеи исполнит "Героическую" симфонию Бетховена. А в другой программе оркестр Галилеи будет выступать с талантливым пианистом, уроженцем Эйлата Даниэлем Азрадом. Керен Тененбаум, - певица, композитор, скрипачка, - в ночном концерте представит свои композиции и вокал. Виртуоз, музыкант с мировым именем, исполнитель на кяманче Марк Элияху, уроженец Махачкалы, автор саундтрека к знаменитому сериалу "Тегеран" - тоже особый гость, особая яркая краска фестиваля.

Квартет Vision из Германии представит две программы: классическую, в которой будут Блох, Шостакович, Мендельсон, и новую, в которой прозвучат современные сочинения. Полюбившееся нашим фестивальным зрителям и слушателям трио "Bush" приедет в Эйлат в четвертый раз, прозвучит музыка Рахманинова, Гайдна, Мендельсона.

Значительное событие - представление на фестивале оратории "Иосиф и его братья", в музыке которой соединится совершенно, казалось бы, несоединимое: сюжет ТАНАХа и музыка барокко. У нас в афише есть и фламенко, которым так увлечены и околдованы в Израиле. Однако это будет довольно необычное фламенко, соединенное со старинной музыкой…
Много интересного, яркого, незабываемого…

Мы беседуем; в голосе Леонида Розенберга сквозят и горделивые, и грустные ноты. Он рассказывает немного о себе: о том, как спорили в его судьбе музыка и математика. Как в юности мечтал о разных интересных вещах, например, что станет архитектором. О любимых, прекрасных, очень дорогих его сердцу педагогах.

Леонид родился в Душанбе. Женился в 19 лет. Два его сына не стали музыкантами, но с успехом, с размахом нашли себя в других сферах. В голосе маэстро звучит тепло и гордость, когда он говорит о семье. И еще он рассказывает о счастье и восторге, пережитом в залах фестиваля. О той музыке, которая ему близка, которая несет в себе свет…

Я верю, что это чудо не прекратится, бумажный кораблик - логотип фестиваля, плывущий по неоновой воде на всех афишах, - устоит в житейских бурях, что море музыки не иссякнет. Я верю, что все усилия и свершения Леонида Розенберга, как зерна, падают в благодатную почву.

На прощание спрашиваю у своего собеседника:

- Что вы хотите пожелать своим слушателям, вообще всем, кто прочет это интервью?

Он отвечает, не задумываясь:

- Сохраняйте любопытство! Всегда, как можно дольше! Без него жизнь становится серой и скучной.

И я вспомнила изречение: "Вы можете сделать очень многое, если верите в это всем своим сердцем". Это сказал Арнольд Шварценеггер…

Спасибо, дорогой господин Розенберг! Над Красным морем - небо, мелодии, звезды. И славный Фестиваль, задуманный для умных, творческих, любознательных людей, стремящихся к красоте.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке