Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Салат

А
А

Крыша, пирог и рыбка в аквариуме

На сцене перед нами проходит целый век. Жильцы дома меняются. Одни исчезают, другие приходят. Взрослеет, меняется Эрнестин. Стареет мир.

05.05.2023
Фото: Рон Гефен

Новый спектакль, который возник на сцене "Камерного" и заставил почти весь зал расчувствоваться, называется "Свечи дня рождения". Автор пьесы американец Ноах Хайдель. Перевод на иврит Эли Биджауи. Режиссер Рони Бродецки.

Это спектакль о доме. О жизни. О женщине в доме и в жизни. Собственно говоря, дом - это Вселенная в миниатюре… Главные метафоры, архитектурные составляющие сценического действа - крыша дома и стол, вернее - кухня. Пирог, который готовится каждый год в день рождения Эрнестин, главной героини, и есть глубинный образ-пароль. Своего рода кулинарно-этическое сосредоточие смысла пьесы. Оформлен спектакль в полном соответствии с драматургической задачей и режиссерским посылом. Крыша, стол, печь.

Сценограф Шани Тор лаконично организует пространство вокруг этого острова, этой территории, через которую прокатываются жизненные шквалы. В аквариуме - золотая рыбка. Та, для которой каждые три секунды возникает новый мир. Потому что такова природа ее, золотой рыбки, памяти.

...Драматург Ноах Хайдель не относится к любимчикам Фортуны. Знал он и провалы, и долгие годы ожидания успеха. Ориентировался на Артура Миллера. И это в той пьесе, которую поставили на нашей сцене, очень ощущается. Ноах верит в себя, много работает. Критики и публика воспринимают его пьесы неоднозначно. "Свечи дня рождения" - притча. И работает эта пьеса по законам притчи. На сцене перед нами проходит целый век. Жильцы дома меняются. Одни исчезают, другие приходят. Взрослеет, меняется Эрнестин. Стареет мир.

Читайте также

К финалу спектакля, к моменту завершения этого сентиментального и внешне обыденного потока дней-празднований, по залу распространяется аромат свежей выпечки. Пирог создается в режиме реального времени. Мне дали после окончания спектакля его попробовать. Пирог очень вкусный, домашний. Самый простой рецепт, самая чудесная примета дома, в котором уделяют внимание семейным ритуалам, умелой и радостной готовке. Пирог для праздничного дня рождения. Он, этот пирог, связывает все сцены и ситуации, словно незримой нитью сшивает картины судьбы.

Мне лично пьеса не показалась оригинальной и глубокой. Она выглядит несколько схематично; намеренно спрессовывает характеры и судьбы, не особо вдаваясь в психологию и глубину. Преувеличенно сентиментальна. Все персонажи - немного функции. Они всего лишь знаки, беглые зарисовки. Режиссура несет отпечаток умилительной, наивной кукольности. Сюжетные линии - как будто правила игры, стеклышки витража. Болезни, расставания, удары, смерти - все показано схематично. Прием с уходом родных и любимых в иной, потаенный мир применяется эффектно - но немного ходульно. Слишком уж узнаваем он по многим иным театральным опытам.

"Отработавший" персонаж отходит от кухни-дома, стоит под солнечным дождем, в лучах света и в звуках нежных аккордов музыки. Мелодия, созданная Майей Бельзицман, печалит и возвышает. Зал печально и возвышенно сочувствует.

…В начале рассказа Эрнестин - девочка семнадцати лет. С талантами, надеждами, устремленностью в неведомое будущее. Потом она жена и мама. После бабушка, прабабушка. И - на пороге вечности. Она стойкая, теплая, очень умеющая сострадать. По-своему несчастная. По-своему счастливая. Драматургу хотелось охватить большой жизненный материал.

Показать некий, общий для всех, нелегкий, взыскательный¸ необъяснимый путь. Который всегда трагедия. Даже когда мы порой смеемся и празднуем. Даже в упоении любви. Мы ведь все делаем ошибки, переживаем неожиданные потери. И при этом всякий человек что-то любит, что-то отрицает. Люди привязаны к своим дорогим принципам и клише, предрассудкам и заблуждениям. Ноах Хайдель указывает на это, именно этот смысл таится на дне его чаши-притчи. И будем считать, что с поставленной самому себе задачей он справился…

Вот столетняя Эрнестин, седая, ставшая ниже ростом, хрупкая, как старинная фарфоровая кукла, бессильно и покорно замирает у стола, на котором она каждый год раскатывала "деньрожденческий" пирог… И тут я скажу о том, что для меня составляет сокровенный, высокий, будоражащий душу до самой сердцевины потенциал спектакля. Его украшение. Его правду. Это актерская работа Оли Щур-Селектар. Актриса меняется по ходу развития сценической истории. Меняется внутренне и внешне. Меняет походку, жесты, мимику. Даже взгляд. От девочки, нескладной и трогательной, немного амбициозной¸ скрытной, самовлюбленной - до женщины, которая отвечает за семью, пробирается сквозь потемки, спотыкается, корит себя за истинные и мнимые ошибки…

Оля Щур-Селектар облагораживает, воплощает, вочеловечивает драматургический материал. Она будто проживает (ни на мгновение не уходя со сцены!) вековую жизнь героини. Талант, человеческая сила и масштаб личности актрисы меняют многое в самой драматургии, в концепции спектакля. Именно она поднимает несложную притчу до уровня творческого мета-смысла.

Партнеры основной актрисы спектакля тоже органичны и точны. Как всегда, впечатлила несомненным обаянием и сценичностью Кинерет Лимони (она играет маму, невестку, внучку). Понравилась чудесная, искренняя и трогательная Наама Шитрит. И Алон Сандлер, Эран Мор, Ишай Голан. Женский состав показался мне интереснее. Мужской - выглядел проще, слегка поверхностнее.

Рыбка золотистым росчерком присутствует в своем аквариуме - и в тексте американской пьесы, которая стала новой успешной работой, новым свершением Тель-авивского Камерного театра. Смотреть этот спектакль рекомендую непременно, обязательно.

Множество разнообразных эмоций гарантировано! И ювелирная, талантливая работа изумительной, тонкой Оли Щур-Селектар подарит зрителям истинное театральное волшебство.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке