Вот свидетельство: "Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших; дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей". Это Сократ, V век до нашей эры. Давненько, значит, проблема себя обнаружила…
Но речь не о вечном недовольстве старших младшими как предмете философских размышлений. Мой рассказ - о новом спектакле. На сцене тель-авивского Камерного театра режиссер Тамар Кейнан поставила свое новое творение. Автор пьесы - Гур Корен. Спектакль называется актуально и интригующе: "Что творится с этим миром?".
Пьеса написана и поставлена так, будто самой своей природой и стилистикой она сориентирована на то, чтобы оказаться созвучной среднестатистическому современному человеку. Понятной ему и близкой. Здесь и непростые отношения с родителями, и растерянность при сложном выборе, и беззащитность перед серьезными жизненными проблемами, и хрупкость любви, и сожаления по поводу сделанного и несделанного.
Место и время действия - Израиль сегодняшний. Перед нами семья. После похорон мамы (жены, бабушки) муж, сын, дочь, невестка вспоминают ее - решительную, вникающую во все, очень цельную. Точно знающую, что и как следует обустроить в этом безумном мире. Отматывая ленту времени назад, драматург показывает то, что было раньше: как женщина сражалась за то, что считала правильным. Ее сын по имени Дор поссорился со своей женой, ссора вышла бурной, трещина прошла по его семье. Вот тут мама и попыталась взять ситуацию в свои руки. Она вмешалась, несмотря на то, что ее здоровье пошатнулось, и она понимает, что скоро ей станет совсем плохо. Но мама знает, как сделать хорошо для семьи. И она решительно пошла на встречу с подругой сына¸ эксцентричной официанткой, и убеждала ее не мешать нормальной семейной жизни сыночка Дора(а "ребенку" уже за сорок!). Она почти подружилась с этой девушкой и даже пообещала дать ей деньги на учебу за границей.
Официантка смешно и трогательно называет эту богиню справедливости "мама Дора". А потом, когда мама Разия оказывается на больничной койке с аппаратом для поддержания дыхания, эта вполне умная и даже гуманная девушка приходит ее навестить.
Сын - как нам дают понять - воссоединится с женой. Дочь Разии, современная бунтарка¸ тоже вроде какие-то материнские советы примет. Муж Разии, - тихий, покладистый, шага без супруги не умеющий ступить, даже одеяло в пододеяльник заправить не способный, - дает жене слово, что не покончит с собой, когда ее не станет. Будет жить дальше. И он выполняет эту клятву.
Сцены из воспоминаний вкраплены, вмонтированы в долгий разговор, который идет здесь и сейчас. В сюжете, в развитии темы много места занимает холодильник, который постоянно отрывают и закрывают, и совершают с ним различные манипуляции.
Родителей играют Моти Кац и Одиа Корен. В их интерпретации пара предстает вполне милой - кибуцники¸ сердечные и искренние, беззаветно преданные друг другу муж и жена. Локомотив - жена. Муж всегда согласен с ней (попробовал бы он не согласиться!). Он словно ее тень, пластилин. в ее руках. Он, конечно, изредка пытался бунтовать - но совсем негромко. Без всякой надежды на победу. Чисто символически. Мама же Разия - просто воительница. На все случаи жизни у нее имеется рассказ, пример из собственной биографии. И все примеры ее поступков - безупречны. Все - во благо семьи, для торжества счастья и покоя…
Ишай Голан и Нета Шпигельман играют сына и дочку Разии. Нета Шпигельман очень хороша даже в такой скудно и поверхностно прописанной драматургом роли. Она выглядит естественной, убеждает и привлекает внимание. Актриса сумела проявить мастерство даже при недостаточном материале для воплощения - истинная звезда. А вот Андриа Шварц в роли невестки показалась мне не всегда убедительной. Ее персонаж выглядит несколько ходульно. Плакатная такая невестка. Ширан Бухник в роли забавной, дискотечной современной девочки-официантки очень колоритна, оригинальна и по-своему убедительна. Жаль¸ что и для нее отпущено маловато драматургического материала.
Моя соседка по театральным креслам, делясь впечатлениями от спектакля, заметила, что восхищается такой мамой. И сама бы хотела так же поступать - да вот дети ее вряд ли были бы согласны. Я же точно знаю, что так себя вести не смогла бы, - и не хотела бы, чтобы мной подобным образом руководили и так наставляли. Как мне кажется, и многим другим семьям, как похожим, так и не похожим на мою, - такая жесткая руководящая линия, такой диктат не подошел бы.
Пьеса Гура Корена вполне может быть названа трогательной, В ее диалогах и положениях есть умилительные задушевные моменты. Спектакль - как и многие другие на израильских сценах! - я могу причислить к тем постановкам, которые называю "народным театром". Ничего сложного, ничего заумного. Простой незатейливый текст. После каких-то реплик по залу прокатываются смешки. Видимо, именно в надежде на этот смех драматург и определил свою пьесу так: "трогательная комедия". Комедия есть, и трогательная история налицо. Отношения персонажей самые что ни на есть понятные. Ясный и предельно доступный ассоциативный ряд.
Сценограф Эран Ацмон спланировал оформление по-житейски скромно: диван, стол, лестница, холодильник. Небо за окном большое и серое. Костюмы Орны Сморгонски тоже практичны, функциональны - именно в такой одежде ходит вся наша страна, ни в какой другой. Режиссура показалась мне столь же ненавязчивой, как и сама пьеса. Без особых затей.
Шла я после спектакля и думала: родителей, конечно, надо любить и уважать. Хорошо, когда получается с ними наладить диалог. Но принимать их указания безоговорочно¸ слепо подчиняться их мнению и авторитету - как-то это все же инфантильно. Диктатура всегда порочна. Малопродуктивна. И в семье, и в мире. Сократ, разумеется, большой философ, но современные люди идут вперед по собственным дорогам. И ухабы преодолевают свои…