Дождь. Небо роняет слезы, что точно соответствует настроению этого вечера, торжественно-молчаливого Яффо, наэлектризованной атмосферы, пустоты где-то внутри, между сердцем и памятью, там, где сосредоточены вопросы и догадки…
Я иду в театр. И счастлива, что будет вечер в присутствии этого искусства перевоплощений, в присутствии телепатического волшебства.
…Нас глотает деревянный шатер, в маленьком фойе запах кофе, чернота за стенами смыкается, - ее остановил свет, льющийся из распахнутой в ночь двери.
Подписывайтесь на телеграм-канал zahav.ru - события в Израиле и мире
… Низкий подиум в форме круга. В центре зала. В центре мира. Арена. Открытый всем ветрам островок. Небольшой зал "Ангар" - веточка театра "Гешер", лаборатория, живая, динамичная и склонная к принципиальной новизне. Вокруг арены публика. Преимущественно молодая. И кровати по окружности подиума - как в больнице. Закрытое медицинское учреждение, его пациенты, их судьбы и души. Хор душ, которых ведут по темному коридору эринии. Пять новелл, объединенных в мире больничной палаты. История, которую рассказывает талантливый драматург Рои Хен, а с ним прекрасная и глубокая режиссер Илаиль Семель, сценограф Полина Адамова, музыканты, актеры, ввинчивает в сердце острый шип.
Спектакль "Кто со мной" - плод наблюдений и серьезных догадок. Он сделан для того, чтобы мы прочувствовали, приобщились детской боли, как молитве или гимну.
В постановке занят новый состав, который сменил повзрослевших, тех, кто несколько лет назад прекрасно играл премьеру - и запомнился. Новенькие - иные.
Рациональнее, сдержаннее. Или просто время другое, оно менее склонно к романтизму, аффектации. Иные и мы, свидетели, соучастники, мы иными глазами смотрим из полутьмы зала на юных, светлых, милых - и трудных. На обделенных радостью и благополучием героев. Мы ведь прошли через беду, катастрофу, мы идем по войне. Сквозь мрак. Как тяжелую ношу, несем свой душевный груз. Несем отчаяние и печаль. И эти измученные дети из пьесы "Кто со мной " в новом ее явлении, в новом воплощении напоминают нам и о том, как много в обществе проблем семьи, трагедий взросления, как ранят травмы, полученные от самых, казалось бы, близких людей - и соотносят их и нас с пленниками, заложниками. Потому что именно о заложниках мы думаем, глядя на одиноких и беспомощных детей в закрытом пространстве клиники.
Доктор Йореш, как его играет Гилад Клеттер, будто стоит на мосту, на границе. Между болезнью и нормой, между желанием понять, помочь - и отчаянием, полной беспомощностью. Он живет проблемами своих подопечных - и с каждым днем теряет веру, надежду на успех своих усилий… Он хочет казаться всесильным. Хочет быть воплощением воли, оптимизма. И горбится, падает под тяжестью ситуаций, теряется в попытках защитить, успокоить. Он вызывает сострадание и уважение. Актер очень повзрослел, вырос, он так убедительно-мощно живет жизнью своего героя¸ мудрого и нежного доктора. Цельного, умного, ранимого. Обаятельного. Временами теряющего власть над собой - и отчаянно и покаянно склоняющего голову. Самоотверженно преданного своей нелегкой миссии.
Том Антопольски в роли преподавательницы театра Наамы словно привносит лучик солнца в рутину больничной палаты. Ломает решетку, разгоняет пыль. Театр - территория свободы. Территория фантазии, которая способна превратить робкую и сломленную девочку в грозного льва, что и происходит, что удается в случае с одной из трудных пациенток, травмированной и неуверенной Бат-Шевой. И запустить в небо стаю бумажных птиц, каждая из которых - как яркий взмах крыльев детской души. Наама - милая¸ хлопотливая, ожидающая понимания и содружества. Театр для нее - волшебный фонарь, так она и старается его преподать своим ученикам.
Девочка, которая резала вены после того, как подверглась насилию, девочка, которая не желает быть девочкой, и видит себя мальчиком, и требует называть ее Томом, мальчики с тяжелыми диагнозами, которыми тяготятся родители… В этом спектакле родители - сила жестокая и неблагостная. Разрушительная. Эгоистично - агрессивная. Как диковато видеть маму-папу, воровато сбегающих от своего ребенка в поездку "все включено", или мамашу, заносчиво выкрикивающую, что хочет видеть дочку балериной… Всех родителей, как некую условную обобщенную модель, эмблему глухоты, непонимания и невнимания, нехватки любви, играет актерский дуэт Лена Фрайфельд и Ори Янив. И всякий раз, всякий эпизод с появлением очередной родительской пары становится констатацией поражения взрослых, свидетельством их фиаско в главной жизненной роли - в роли родителей…
Читайте также
Новый состав актеров убеждает. Кто-то справляется лучше, ярче, кто-то слабее, но все они увлечены и спаяны в единый коллектив. Хороша Альма - Роми Авирам, легкая, парящая, экзистенциально - сложная. И Эмануэль - Эрез Кнаан. Очень оригинальный, думающий и органичный. Том (Тамара) у Бар Миниэли обладает взрывной силой, скрытой до поры, яркостью, убежденностью… Барак (Итай Тарханов) передает трагичный отпечаток болезненной надрывности¸ неправильности, искривленности… Очень серьезную роль в спектакле играют музыканты, они тоже участники, живые люди в общей канве. Их присутствие и очень качественное исполнение и музыки Рони Решефа, и классики, наполняющей душу светом, прекрасны. Виолончелистка Альма Бар-Синай и пианист Адам Хен-Адамов заслуживают самых высоких похвал! Творческая семья Хен - Адамов золотым шитьем прописала свои таланты в волнующем и трепетном полотне спектакля: умная драматургия Рои Хена, лаконичная и точная сценография Полины Адамовой, и чуткий, эмоциональный голос фортепиано-рассказчика их дивного сына Адама словно объединились в совершенно идеальном содружестве…
Спектакль "Кто со мной" дает повод задуматься. Он нелегкий, впечатление от него - как ожог. Как призыв отыскать в себе человечность, ибо без нее ничего не имеет смысла, ничто не оправдывает наше стремление преуспеть и накопить…Дети - это те же люди, только гораздо более хрупкие. Гораздо более сложные эмоционально. Они несут вперед, дальше, тиражируют наши ошибки и грехи.
Идите в театр, посмотрите "Кто со мной". Посмотрите на огни, горящие под ветром, на детей, которым больно. И переживите это невероятное явление - очищение посредством искусства. То, что зовется катарсисом.