В фильме "Подлинная история банды Келли" главный герой Нед Келли, австралийский бандит ирландского происхождения, которого порой называют австралийским Робин Гудом, утверждает: "Каждый человек должен сам быть автором своей истории".
На это я обратил внимание при первом просмотре. А при повторном - на диалог 12-летнего Неда с престарелым бандитом Гарри Пауэром, который купил его у матери за 15 фунтов себе в помощники и для обучения жизни и ремеслу...
- Что ты там пишешь? - спросил Нед.
- Мою историю, - ответил Гарри. - Когда мужчина покидает этот мир, после него остается только его история. Не оставляй ее англичанам. Они все испортят и украдут прибыль.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
У каждого есть свои "англичане", - подумал я. - Пригодится для ответов на вопросы типа "Кому интересна тема отказа, Еврейское национальное движение 70-80-х в СССР и твоя личная жизнь - тем более?"
Одну из главных проблем, из-за которой я написал мемуары не сразу после приезда в Израиль, как сделали некоторые "отказники", а почти 30 лет спустя, включив в них события не только там, но и здесь, хорошо определил Владимир Альбрехт, научивший советских диссидентов и участников Еврейского национального движения (ЕНД) 70-80-х, как вести себя на допросе, обыске и беседе с представителями советской власти: "Нас объединяет наше прошлое. А в нем множество обстоятельств: то, что удавалось в одном месте, не удавалось повторить в другом месте или в другое время. Теперь свою вовсе неинтересную жизнь мы хотим интересно изложить своим внукам. Но, боюсь, они языка нашего не знают, и, я думаю, что он им чужд". Однако прошло две недели, и я получил еще одно письмо: "Дорогой Арон, извини за горячность. Текст нормальный, читается легко, и мне он очень интересен".
Мой путь в Израиль не был устлан розами. Это был поистине период исхода из рабства, и был этот исход результатом изучения языка, истории и культуры еврейского народа и веры в то, что придет время, и я буду жить в своей стране.
Интересы активистов ЕНД 70-80-х в СССР совпадали с различными интересами извне, что привело к совместной борьбе и положительному результату. Евреи боролись за право быть таковыми без ущемлений и за право на алию (репатриацию). А Запад боролся с Советским Союзом на нескольких фронтах, включая военный, экономический и гуманитарный.
Права человека и, в частности, право на свободное перемещение на основе Всеобщей Декларации Прав Человека и Международных Пактов о Правах Человека были связующим звеном в общей борьбе. Советский Союз стал слабее, а затем и вовсе развалился. Не стало железного занавеса. Кто захотел, уехал. Кто не захотел, остался и может свободно изучать иврит, еврейскую культуру и исповедовать иудаизм.
Далеко не последнюю роль в отношении к советской власти играли чувство юмора и ирония. Одно из определений гласит: Чувство юмора - психологическая особенность человека, заключающаяся в примечании противоречий в окружающем мире и оценке их с комической точки зрения.
Советская действительность и политика выдачи разрешений на выезд и отказа были полны ханжества и противоречий. Соответственно, человек, обладавший чувством юмора, почти автоматически становился "врагом народа". Вот и меня стали называть в советских газетах "известным сионистом и антисоветчиком".
Впрочем, книга не только о том периоде времени. Это жизнеописание со всеми взлетами и падениями, радостями и горестями, педантизмом и донкихотством, пламенной борьбой и чисто человеческими страстями там и здесь.
- А при чем здесь Cabernet Franc? - спросит любознательный читатель.
"Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан". И. Тургенев.
Вся моя жизнь как там, так и здесь, как с работой, так и без, как в браке, так и бобыльная, наполнена ароматом и терпким привкусом Cabernet Franc.
Подробнее в электронной и бумажной версиях книги, опубликованных в журналах "Заметки по еврейской истории" и "Семь искусств" здесь.