Апелляционный суд США постановил, что Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде имеет право не возвращать наследникам прежнего владельца картину "Улица Сен-Оноре днем. Эффект дождя" импрессиониста Камиля Писсарро, написанную им в 1897 году, сообщает Guardian.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Испанское законодательство гласит, что учреждение имеет право оставить у себя художественное произведение, если оно принадлежало ему не менее шести лет, в течение которых какие-либо споры о праве собственности отсутствовали. И этот закон, согласно решению Апелляционного суда США, имеет преимущественную силу над законодательством Калифорнии.
Решение о том, что картина должна остаться в музее, было единогласным, но судья Консуэло Каллахан все-таки заявила: она надеялась, что Испания добровольно вернет картину наследникам бывшей владелицы Лилли Кассирер Нойбауэр, которая вынуждена была отдать ее нацистам в 1939 году в обмен на выездную визу.
После войны Лилли потребовала вернуть ей полотно, которое принадлежало Кассирерам с 1897 года - оно было куплено у парижского дилера Писсарро спустя несколько месяцев после того, как было написано. В 1958-м правительство ФРГ даже признало, что Лилли - законная владелица картины и выплатило ей 120 тыс. немецких марок. Права на картину, согласно договору, по-прежнему принадлежали женщине, но она скончалась в 1962-м, так и не вернув бесценную работу. В течение следующих 38 лет наследники не подозревали, что им принадлежит произведение искусства, которое оценивается в десятки миллионов долларов.
Картина же "путешествовала", пока в начале 80-х ее не купил швейцарский коллекционер барон Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса. Именно у него в 1993 году власти Испании за $327 млн выкупили коллекцию, куда входила и "Улица Сен-Оноре днем. Эффект дождя". Так картина оказалась в музее.
Читайте также
В 2000 году друг Клода Кассирера, внука Лилли, купил книгу о Писсарро, где находилась фотография этой картины - ее в доме бабушки Клод видел не раз. С того момента он начал бороться за право владения произведением искусства, и в 2005 году подал иск в Окружной суд США в Лос-Анджелесе против Королевства Испании и Фонда коллекции Тиссен-Борнемиса. А в 2010-м, когда Клода не стало, дело перешло к его сыну Давиду и дочери Аве.