Я этого ждала. Мне давно казалось, что придет день - и экстремальный режиссер Яир Шерман, тот, который шокировал аудиторию и взрывал театральные клише в своих опытах с "Чайкой" Чехова и "Гамлетом" Шекспира, покажет свою версию спектакля по пьесе Ибсена. Ибсена мощного, страстного. Современного. Этого драматурга не все понимают. Израильская публика и критика мало знают о магии и глубине пьес великого норвежца. Одни любят его, но как-то холодно, будто по принуждению, другие даже вовсе не любят.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Спектакль "Гедда Габлер" Яира Шермана в театре "Бейт Лесин" звучит снежно-прохладной музыкой и ранит зрителей финальным выстрелом-обвалом. Это живой, пульсирующий, острый спектакль. Генрик Ибсен выстраивал свои пьесы с безоговорочной логикой. Ювелирно выкладывал в драматургическую мозаику фрагменты разговорной смальты. В его пьесах нет мелочей. Все имеет смысл, все работает на общую идею, на тот громовый аккорд, который терзает душу после прочтения или просмотра. Так обстоят дела и в этой пьесе, которая рассказывает о людях неудовлетворенных, невезучих, неспокойных, лишенных душевного тепла. Эгоистичных. То есть - о нас. О таких, каковы в наши дни многие.
Дочь генерала Габлера (ее играет Маги Азарзар), у которой было множество поклонников, блестящая, свободолюбивая¸ вдруг выходит замуж за трудягу, книжного червя, увлеченного наукой, но не слишком одаренного и довольно скромного Йоргана Тесмана (Том Хаги). То ли ее притянули его тихий нрав и упорядоченный образ жизни, то ли прельстило его обещание подарить ей дом, о котором она мечтала.
Красавица Гедда уезжает с мужем в долгое свадебное путешествие, а возвращается погасшей, разочарованной, осознающей, что теперь она всегда - всегда! - будет видеть одного и того же человека рядом с собой…
Она получила дом. И статус замужней дамы. И - океан пустоты и тоски. Ей скучно. Ей невыносимы разговоры о мужниной науке (его тема - средневековые народные промыслы), визиты ординарных людей, светские условности. А тут еще появляется Эйлерт Левборг, и она словно теряет равновесие на краю пропасти.
Левборг (в этой роли Асаф Йонаш) - талантливый, интересный, яркий. Он не такой, как другие. Он не похож на ее скучного мужа. Манящая порочность этого человека притягивает, очаровывает. Соединение мачо и интеллектуального обаяния - гремучая смесь, убийственная для женщин… Гедда снова - как прежде, как до замужества - заинтригована. Но существует рукопись, которая может помочь ему опередить ее постылого мужа при получении должности. А должность - база, знак благополучия для Гедды. И книга написана с помощью и под восторженным покровительством Теа (Кармель Бин), вечной соперницы Гедды. И у Теа такие чудесные, непростительно роскошные волосы. И все это раздражает Гедду, мешает ей дышать… И она сладострастно пользуется возможностью, которой у нее никогда прежде не было: хоть раз в жизни подержать в руках судьбу человека. И бросает рукопись в огонь.
Адвокат Бракк (Гиль Франк) выполняет в спектакле функции, сочетающие амплуа Мефистофеля и Бабы-Яги. Он и бессовестный провокатор, и искуситель, циничный, невероятно обаятельный и страшноватый. При этом он искусный дипломат, который мелочно и бессмысленно наслаждается сплетенной интригой, кляузами, рытьем ямы для ближнего. Желая заполучить Гедду, он подталкивает Левборга к гибели, манит сомнительными развлечениями. Но потом ситуация складывается абсурдно: Левборг случайно застрелился, и не в героическом ореоле, как воображала Гедда, а в некоем злачном месте. Гедда сломлена: до какой степени все-таки жизнь оказывается наполненной вещами смешными и пошлыми…
Сценография Рони Торена лаконична и ослепительно-белоснежна. В стеклянном шкафу - генеральский мундир, фуражка и сапоги Габлера. Их Гедда частенько примеряет. И еще она нежно поглаживает отцовские револьверы. Ворожит. Вспоминает. Прицеливается. Будто хочет рассчитаться с этой банальной, скучной жизнью. Ей претят слабые, больные, бедные. Ее агрессия направлена на всех вокруг. Особенно на тех, кто богаче нее. Кто обладает чем-то, чего нет у нее. Вороненая сталь оружия делает ее на мгновение свободной и победительной. Он становится вершительницей судеб. Этакой Брунгильдой, имя которой переводится как "закованная в броню"…
Как всегда, традиционно хороши костюмы Полины Адамовой. Они деликатно изысканны и очень оригинальны. Розоватый, цвета коралла пеньюар Гедды превращается в вечернее платье; запоминается девичье, скромное и стильное одеяние Теа…
Читайте также
Режиссура Яира Шермана точна, преисполнена уважения к тексту пьесы, конструктивна. Все элементы спектакля органичны. На сцене классическое, грандиозное и при этом современное произведение Ибсена. Но, опираясь на идеи драматурга, режиссер вложил в свою трактовку немало личностного, авторского, необычного. Возможно, придирчивым критикам некоторые моменты покажутся заимствованными, знакомыми из мировой режиссерской классики.
Маги Азарзар в роли Гедды царит в своем мире-доме. С не распакованными ящиками и курганами из книг. С цветочными вазами, которые Гедда однажды остервенело разбивает. В обывательском мире, где глупо и напрасно гибнет талантливый ученый, работавший над книгой о прогрессе, о будущем. Актриса правдиво, жестко и убежденно проживает обреченную и горькую судьбу своей героини. Таких иногда называют "женщина-вамп". Но на сцене предстала прекрасная, инфернальная, взрывная женщина-вамп. Даже чересчур "вамп".
Можно было бы включить в эти заметки еще и рассуждения на тему феминизма. Но этого мне не хочется. Не думаю, что избирательное право для женщин и другие приметы прогресса изменили бы к лучшему маленькую эгоистичную жизнь Гедды. Войну со всем миром Гедда проиграла. Нехорошую, неблагородную войну. Да и могло ли быть иначе?
Хорошо, что театр "Бейт-Лесин" поставил Ибсена. Прекрасно¸ что Яир Шерман стал в этом театре художественным руководителем. Читающим эти строки я искренне рекомендую: посмотрите "Гедду Габлер". Возможно, вас, так же, как меня, захватит и увлечет прекрасная драматургия, соединенная со свежестью режиссерской мысли.