Zahav.СалатZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+18+13
Иерусалим
+16+9

Салат

А
А

Этот белый-белый свет, или Немного о смерти

Белизна, чистота, порядок. Но за витриной, за кажущимся райским жилищем - печаль. Это место, где иссякает, уходит настоящая, деятельная жизнь. Стихает музыка…

07.11.2024
Фото: Эстер Эпштейн

…В этом спектакле белый цвет - лейтмотив, сияние, фон, образующий и диктующий форму. Сияние белого льется со сцены в душу. Перед нами "диюр муган", общежитие для пожилых людей. Место особое. Вроде бы людям хорошо живется - вот сквозь белое проступают слова "прачечная", "столовая", "кабинет медсестер". Белизна, чистота, порядок. Но за витриной, за кажущимся райским жилищем - печаль. Это место, где иссякает, уходит настоящая, деятельная жизнь. Стихает музыка…

В программке нового спектакля театра "Хан" значится, что это "грустная комедия". И что спектакль поставлен по фильму, который сняли в 2014 году Таль Гранит и Шарон Маймон. Авторы сценической адаптации Шломит Арнон и Йоав Бар-Лев. Режиссером выступил художественный руководитель "Хана" Уди Бен-Моше. Спектакль назван так же, как и фильм: "Хорошая смерть".

Мне следовало бы начать с вопроса, который театроведы и театральные критики прежде всего задают в своих статьях о премьерах: зачем, для чего это поставлено? При этом сразу скажу: я уверена в том, что спектакль будет хорошо продаваться, его увидят зрители в разных городах нашей страны. В нем присутствуют понятные, близкие многим людям простые, драматические и трогательные ситуации. И есть в этом спектакле два своеобразно отраженных полюса, две главные темы всего искусства - любовь и смерть.

Недавно, перечитывая сборник нежнейших и кристально-человечных новелл итальянца Дино Буццати, я увидела фразу в тексте: "Смерть - самое важное дело в жизни". Цинично, жестоко? Но, как мне представляется, и справедливо. Шломит Арнон и Йоав Бар-Лев в версии для театра будто сконцентрировали самую поэтичную, романтическую интонацию событий. А режиссер Уди Бен-Моше дал возможность актерам и залу спокойно, без эвфемизмов, сдержанно и вдумчиво поговорить о том, о чем в обществе не принято говорить. О финале всего - планов, эмоций, забот. О смерти.

Можно возразить, что существует вера в загробную жизнь, во всякие иные миры, куда переносятся души умерших, или в перерождение душ. Но в любом случае, даже если существует какой-то другой, не известный людям грядущий сценарий - это уже не будет наш мир, наш свет, наша версия жизни. И там не будет нашего театра…

Читайте также

Люди прожили вдвоем долгие годы, прошли трудными и радостными жизненными дорогами, видели и радости, и печали, и сохранили при этом тот духовный огонек, который принято называть любовью. Но вот один из двоих тяжело заболел. Он мучается, ничто его не радует, и никто не в силах вернуть ему молодость и бодрость. И тогда и он сам, и его спутник - самый близкий на этом корабле жизни человек, - задумываются: хорошо бы уйти из этого жестокого мира легко, без страданий и боли. И даже название для такого решения есть - эвтаназия. "Хорошая смерть". Греки это слово придумали, Философ Фрэнсис Бэкон подхватил идею и обосновал ее. "Уйти без мучений". Это ли не потаенная мечта всех страдающих и обреченных на гибель?

И израильский фильм "Хорошая смерть", и спектакль иерусалимского театра "Хан" повествуют об этой сложной, отчасти табуированной в современном обществе теме спокойно, с добрым юмором, легко, и даже временами с озорными интонациями. Именно уважительное отношение к собеседникам и необидный юмор придают спектаклю Уди Бен-Моше легитимацию, расставляют верные акценты в потоке простеньких по драматургическому уровню сцен.

Мне показалось, что спектакль получился лучше того текстового материала, по которому он поставлен. Актеры выглядели намного интереснее тех персонажей, которые им достались по роли. В ярком белом свете, под звуки меланхоличного, мягкого, завораживающего рояля тревожатся и любят, шутят и куролесят, проживают свои дни обитатели этого - не самого веселого - общежития. Они забавные и серьезные, искренние и непростые, и у каждого своя собственная драма. А объединяет их трепет перед грядущим; осознание приближения финала жизненного спектакля.

Йехезкиель (актер Эрез Шафрир) - талантливый инженер. Он играет со своим тяжко страдающим приятелем Максом, пытается поддержать его. Для этого он транслирует в палату приятеля голос, как будто глас Бога¸ который утверждает, что Максу нужно быть сильным, держаться стойко и проходить все лечебные процедуры. Жена Макса, Ализа (актриса Флоренс Блох), не может смотреть спокойно на мучения мужа. И она просит Йехезкиеля о помощи. Йехезкиель вместе с Рафи (актер Йосси Эйни) осуществляют акт милосердия…

Страшновато? Не очень законно? Спорно с позиций морали? Именно эта самодеятельная процедура убийства-эвтаназии открывает целую серию "хороших" смертей в общежитии, провоцирует поток диалогов о смерти, долге любящих, об этике и смысле жизни. К месту или не к месту выявится, что Рафи и доктор Рон партнеры, они любят друг друга, но скрывают свою связь. Оба немолоды, оба стоят почти у последней черты. И они счастливы, потому что любовь - единственное оправдание жизни, единственная неоспоримая истина. На мой, разумеется, взгляд…

Плачет-ворожит рояль. И прекрасные актеры "Хана" убеждают зрителей в том, что на этом свете, в земной человеческой драме много прекрасного и важного. И это все - несмотря на отдельно встречающиеся проявления маразма - неплохо придумано. Друзья-соседи грустят вместе и шутят, танцуют буги-вуги под давнюю песню дуэта "Bakkаra". Свободные, страстные, живые маленькие люди (они же подлинные великаны духа), в венках, наподобие римских цезарей, азартно пляшут перед лицом смерти - и транслируют свою энергию, свой оптимизм в зрительный зал.

Актеры "Хана" - талантливый и гармоничный ансамбль, чудесное объединение творческих людей. Эрез Шафрир, Илан Хазан, Нир Рон мастерски передают самые тонкие чувства, самые деликатные оттенки настроений. Флоренс Блох женственна, точна, бесконечно искренна. Арье Чернер монолитно-правдив, элегантно-щедр в красках своего персонажа Дубека, любящего и преданного мужа. А Ирит Паштан воплощает богатейший спектр эмоциональных проявлений, от волевой цельности в стремлении поступать правильно, до трагичного смирения и светлой величественной нежности прощания. Режиссер Уди Бен-Моше проявил в этой работе художественную смелость, оригинальность и выдумку. Спектакль выдержан в органичной стилистике зрелого мастера, который не стремится эпатировать публику и демонстрировать себя.

Успех спектакля по праву должны разделить с режиссером замечательный композитор Йосеф Барданашвили и сценограф Александр Лисянский. Наличие прекрасной и вдохновенно выстроенной цветовой гаммы работает на общую идею спектакля, на движение мысли, и создает особую атмосферу. А музыка Йосефа Барданашвили врачует душу, призывает свет и украшает зрелище. Волшебная, почти благоговейная, мистическая красота сцены воздействует на зрителей глубоко и мощно.

Художник по костюмам Светлана Брегер придумапа совершенно прекрасные одеяния для всех героев этой белой лирической саги. Вроде ничего особенного - а так точно, красиво, с большим вкусом, пастельными тонами намечены акценты, ситуации, характеры. Возник новый спектакль. Это произошло в сердце мира - в Иерусалиме. "Хорошая смерть" - подлинная ода во славу жизни. Именно так спектакль и смотрится, и воспринимается. Два ангела стоят за спинами людей - ангел смерти и ангел любви. Ангел любви - сильнее, и все мы всегда под его незримой охраной.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке