Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+30+23
Иерусалим
+29+17

Салат

А
А

Десять романов, из-за которых в России началось "дело книгоиздателей"

Это книги о любви, идентичности и взрослении. Meduza рассказывает о каждой.

17.05.2025
Источник:Meduza
Фото: ShutterStock

14 мая прошли обыски у действующих и бывших сотрудников издательской компании "Эксмо", в том числе - у сотрудников редакций Individuum и Popcorn Books, входящих в холдинг. В тот день задержали около десяти человек, позже стало известно, что троих фигурантов дела отправили под домашний арест. Их обвиняют в "экстремизме" из-за квир-литературы, выходившей в Popcorn Books. По данным правозащитного проекта "Первый отдел", в уголовном деле фигурируют десять книг, в том числе - роман Елены Малисовой и Катерины Сильвановой "Лето в пионерском галстуке", бестселлер 2022 года, против которого выступали Никита Михалков и Захар Прилепин. Рассказываем, что это за книги.

Для начала - несколько слов о young adult литературе: почему в ней так часты квир-сюжеты?

Десять книг, фигурирующих в уголовном деле, вышли в издательстве Popcorn Books с 2019 по 2022 год. Весь мир в это время переживал бум young adult литературы (сокращенно - YA, дословно - "молодые взрослые") - жанра, к которому принадлежат все без исключения десять книг.

Хотя главные герои YA-романов - подростки, аудитория этого жанра довольно размытая: их читают и в 17 лет, и в 40, и в мегаполисах, и в небольших городах. YA-романы - глобальное литературное явление: в книжных магазинах Китая и США, Германии и Аргентины вы найдете секции с YA-литературой.

YA стал исключительно популярен в 2010-х, когда форумы и социальные сети были еще свободны от корпоративной или государственной цензуры. Многие успешные авторы этого жанра свободно публиковали свои произведения онлайн и там же находили первых читателей. YA - удивительно демократичное явление: эти романы пишут и читают одни и те же люди. Среди авторов и читателей нет никакой интеллектуальной, социальной и вообще какой-либо иерархии. Для мира литературы такие горизонтальные отношения - большая редкость. А для российской литературы, где писатели до сих пор часто живут в плену советского мифа об "инженерах человеческих душ", такая ситуация и вовсе скандальна.

Вне зависимости от многочисленных поджанров YA-литературы, - а это фэнтези, альтернативная история, ромкомы, мелодрамы, манга, фанфики, - всю ее объединяет магистральная тема взросления. Как правило, его достигают, преодолевая разного рода кризисы, связанные с идентичностью героев: возрастной, семейной, этнической, гендерной, сексуальной. Говоря иначе, YA-литература - это литература разнообразия. И потому в ее западном образце почти всегда встречаются сюжетные квир-линии. До недавнего времени эта норма пыталась утвердиться и в российской YA-литературе.

Тем не менее даже в западных образцах вы почти не встретите травмирующих сцен сексуального или политического насилия, как и не найдете несчастливых финалов. От экспериментальной трансгрессивной квир-литературы ХХ века в квир-вселенной YA не осталось следа: то же "‎Лето в пионерском галстуке" по меркам современной культуры - вполне конвенциональный роман. Погрузившись в квир-вселенную YA, вы, скорее всего, удивитесь однообразию персонажей, сюжетов, конфликтов и даже авторов. Но в этом, как ни странно, читательская притягательность YA-романов: знакомые тебе люди описывают знакомые тебе проблемы по знакомой схеме.

И это, возможно, причина, почему большинство квир-романов YA так или иначе транслируют читателям один и тот же сценарий по разрешению личностных кризисов: принятие идентичности возможно только мирным путем. Осмелься быть тем, кто ты есть, потому что это единственный путь избежать насилия - такова, если обобщать, их самое "экстремистское" предложение читателю.

Теперь - подробнее о книгах Popcorn Books

Элис Осман "‎Heartstopper. С замиранием сердца" (в двух томах)

Ник и Чарльз знакомятся в британской гимназии. Дружба перерастает во влюбленность, и подростки долго не могут разобраться, какие между ними отношения, дружеские или романтические. Чтобы разрешить эту проблему, героям приходится повзрослеть. Элис Осман изначально опубликовала свой графический роман как веб-комикс на Tumblr (по сей день популярная в США социальная сеть) и набрала огромную фанбазу: у романа более 124 миллионов (!) просмотров. Менее чем за два часа она собрала краудфандинг на выпуск ограниченного тиража. В 2019 году права на роман приобрело издательство Hachette Childrenʼs Group. С тех пор продан миллион печатных экземпляров. В 2022 году Netflix экранизировал книгу.

Елена Малисова и Катерина Сильванова "‎Лето в пионерском галстуке" и "‎О чем молчит Ласточка"

Дилогия Малисовой и Сильвановой рассказывает классическую для квир-литературы YA историю любви парней-подростков. Сюжет первой книги разворачивается в позднесоветском пионерском лагере, второй - в нулевые в Германии и Украине. Роман тоже изначально вышел в интернете в середине 2010-х - и только в 2021 году его опубликовали Popcorn Books. Сегодня "Лето в пионерском галстуке" успешно переводят на европейские языки.

Читайте также

Бенджамин Алире Саэнс "‎Аристотель и Данте открывают тайны Вселенной"

Бенджамину Алире Саэнсу 70 лет, и он единственный пожилой писатель в этой компании. Преподаватель творческого письма и лауреат престижных литературных премий за пределами вселенной YA, в 54 года он сделал каминг-аут. Роман "‎Аристотель и Данте открывают тайны Вселенной" - о принятии сложной пост-мигрантской идентичности. Главные герои - юные мексиканоамериканцы: Аристотель - замкнутый подросток из трудной семьи, Данте - образованный весельчак. Они помогают друг другу искать смысл жизни, несмотря на расовые, этнические, сексуальные и семейные проблемы.

Адиб Хоррам "‎Дарий Великий заслуживает большего"

Писатель и графический дизайнер Адиб Хоррам живет в США и работает в ивент-индустрии. В 2018 году он опубликовал роман-бестселлер "Дарий Великий не в порядке". Главный герой Дарий Келлнер, в отличие от своего персидского тезки-царя, совсем не чувствует себя сильным и смелым. Американский подросток иранского происхождения, он страдает клинической депрессией. Справиться с ней ему помогает путешествие в Иран: там он знакомится с соседским мальчиком Сухрабом и налаживает отношения со своей семьей. "‎Дарий Великий заслуживает большего" - продолжение упомянутого романа, где показана жизнь главного героя после путешествия на историческую родину.

Микита Франко "‎Окна во двор" и "‎Тетрадь в клеточку"

Микита Франко - один из самых талантливых и популярных авторов квир-литературы YA в России - получил известность благодаря роману-бестселлеру "Дни нашей жизни" (2020). "Окно во двор" - продолжение этого романа: Мики, главный герой, вместе с родителями и младшим братом переезжает в Ванкувер и сталкиваются с проблемами, вызванными интеграцией в новое общество. "Тетрадь в клеточку" тематически перекликается с "Окном во двор", описывая жизнь подростка после переезда и его боязнь прошлого, хотя прежде всего он посвящен трансгендерности.

Бекки Алберталли "‎Лиа: жизнь не по нотам", "С любовью, Криквуд"

Шотландка Бекки Алберталли изучала психологию, но после публикации романа "Саймон и программа Homo sapiens", посвященной каминг-ауту подростка (есть экранизация), стала развивать литературную вселенную дебютного романа. "‎Лиа: жизнь не по нотам" и "С любовью, Криквуд" посвящены второстепенным персонажам из дебютной книги.

Нора Сакавич "‎Свита короля"

Нора Сакавич тоже изначально публиковала свои книги в онлайн-самиздате и только потом на бумаге. Речь идет о трилогии "Все ради игры", где соединяются жанровые приметы фэнтези, блокбастера и университетской драмы. Трилогия началась с романа "Лисья нора", продолжилась "Королем Воронов" и завершилась как раз "Свитой короля". Главный герой, подросток Нил, спасаясь от проблем в прошлом, присоединяется к университетской команде по экси, смеси лакросса и хоккея на траве, и оказывается втянут в серию приключений, связанных со спасением вселенной.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке