В чудесной мини-оранжерее музыкального искусства, в проекте "Аrteria" большого Ришон ле-Циона, в зале, который удобно и умно восходит от низкой линии пола вверх (он так и называется - "Амфитеатр") в то утро пела Ира Бертман. Праздничные бури, горькие мысли о настоящем и будущем, грозный трепет Судного дня отвлекали меня от этого изящного и лирического утреннего концерта, в котором звучал рояль Беллы Штейнбук. Певица вводила в зал очень разных героинь. Бури, праздники и мысли о них отвлекали меня, но так и не смогли отвлечь. Музыкальное утро осталось в памяти острым и незабываемым впечатлением.
Саша Шойфер - хрупкая девушка с акварельными глазами и со скрипкой, может по праву быть названной стратегическим центром проекта "Arteria". Ее жизнь, ее дорога озвучены и окрашены масштабным голосом симфонического оркестра Ришон ле-Циона, в котором Саша служит и творит. Именно она стала архитектором, инициатором и гордым защитником ""Аrteria". Всякий подобный проект - одновременно поле битвы и звездный час. Во всяком необходимы сила духа, убежденность в своей правоте и детская безоглядная вера в чудо. Саша - сильная, и в чудо она верит. Муниципалитет Ришон ле-Циона, его серьезные руководители (Максим Бабицкий, к примеру) смогли оценить и понять суть проекта, его важность. И зацвела оранжерея. Потекли утренние музыкальные, театральные, синтетические и разнообразные встречи-откровения. Меня больше всего и прежде всего - по личным причинам - привлекают музыкальные утренники. Но замечательно и очень похвально, что "Аrteria" оказалась драгоценной коллекцией, кладовой сокровищ культуры - на любой вкус, на любой настрой и душевный пейзаж. И утро с прекрасной Ирой Бертман не забывается, не изглаживается из памяти. И - что самое главное! - эмоции, яркость образов того концерта не тускнеют. Они властно и сильно идут со мной по нотному стану осени, печали и тихой, неявной радости; по миру, в котором так много всякого разного.
…В зале рояль рифмуется с манекеном, куклой в ало-черном. Черное - с чкерно-алым. Платье и шляпа - наряд примадонны. Рояль зазвучит, и очень разные героини появятся в зале.
Впорхнет-влетит итальянская девочка, которая радостно катается на фуникулере, этом новом для нее чуде техники; и любящая на разрыв души, живая и безоглядная Недда; и гордая царственная Флория Тоска; и гибкая Кармен, с ее вечной неразрешимой загадкой: чем же цыганка с табачной фабрики, авантюристка и нахалка, так пленяла, побеждала, так насмерть очаровывала…
Ира Бертман - актриса. Ее вокал - одно из проявлений актерского дарования, артистического инструментария. Их составная часть. Ее Мими - горделивая портниха, полная чувства собственного достоинства, при этом поющая красивым серебристым сопрано. И Татьяна из лирических сцен "Евгений Онегин" - милая провинциалка, очарованная поэзией, создавшая собственный мир, цветущий сад любви, придумавшая своего принца, похожего на благородных героев Вальтера Скотта. Эта Татьяна пронесла свою мечту через годы, через драмы, сберегла среди разбитых иллюзий взросления. И ее клятва-озарение "Пускай погибну я…" - всегда, при каждом исполнении, звучит присягой мечте, тому вымыслу, негасимая энергия которого делает человека уникальной, единственной в подлунном мире личностью…
Удивительная история успеха
Я никогда не забуду, как у подножия Мецады, при дыхании пустынного драматичного ветра Ира Бертман пела арию Тоски. На генеральной репетиции. С пламенным Даниэлем Ореном, дирижером, который проникает, вторгается в самое сердце итальянской оперы, во все воплощения многоцветных героев. Темное небо перемешивалось с жаром пустыни, оркестр пел-вещал о силе любви и силе искусства, а Ира кротко и баснословно царила среди этой Вселенной. Я счастлива, что слышала это, что знаю эти минуты…
Ира Бертман и на спектаклях, и в концертах естественна и органична. Она влюблена в музыку, в партнеров, в сцену. Ей чужды манерность, искусственность лицедейства. Рисунок роли (неважно, идет речь о большой партии или о миниатюре, канцоне, куплетах из оперетты или песне на иврите) всегда осмыслен и деликатен. Она не капризна и не высокомерна. При этом обаяние, красота, стиль - драгоценные камни в ее короне примадонны.
Читайте также
- Роман Рабинович: «Именно сейчас искусство нужно как воздух! Оно умеет исцелять, возвращать человеческое, заставлять остановиться, почувствовать, задуматься»
- Звезды в ручье, или Вечный океан
- Юлиан Рахлин - о концертах в Иерусалиме и Хайфе: о Польше, Вене, "госпеле" и возвращении в Вильнюс
- Звезда "Евровидения" продал свой хит израильскому банку
- Дэвид Гилмор не воссоединится с антисемитом Роджером Уотерсом
Как различить правду и ложь, как отличить подлинно талантливое от выдуманного, созданного по воле начальства, как разобраться в ангажированной и мало сведущей критике, как организаторам и создателям программ и проектов понять, ухватить сияние бриллианта в мутной воде повседневности? Это было, есть и будет серьезной проблемой.
А я вернусь в утренний зал, на праздник музыки и вокала. Ира Бертман пела, играла, танцевала, преображалась в разных женщин. Сияние глаз, счастье жить на сцене, волшебство театра, сила великих композиторов - все передавалось публике, все было дивным мирным вулканом по имени Ира Бертман. Она блистала в лучах художественных софитов. Ее сотворчество с прекрасным музыкантом, пианисткой Беллой Штейнбук, всегда успешно.
Сюрприз, который ждал слушателей - дуэт в финале концерта - с супругом Йотамом Коэном в неаполитанской плазме любви и нежности, прозвучал светло и лирично. Зал был очарован, слушателям было уютно. Присутствие счастья, гармонии, любви, мечта и подлинное вдохновение, яркое солнце таланта, - все это расцветило городское урбанистическое утро. Ира Бертман опять победила. Пусть так и будет, пусть это продолжается.
Мира нам. Мира - всегда. Удачи, цветения, осуществления тебе, проект "Аrteria"!