В ноябре в Санкт-Петербурге прошел второй международный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм "Арт-Окраина", который был организован при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и под патронатом Министерства Культуры России. По словам организаторов, основной задачей фестиваля было показать, что настоящий театр существует не только в центре города, но и на его окраине.
В рамках фестиваля были представлены театральные постановки камерных коллективов из России, Украины, Израиля, Азербайджана, Болгарии. За десять дней фестиваля зрители увидели 11 спектаклей малой формы в театре "За Черной речкой", заявленных в конкурсной программе.
Одной из главных тем второго фестиваля "ArtОкраина" стала работа с мультимедийными технологиями в рамках камерной сцены. В постановках задействован современный медиаинструментарий: трехмерные видеопроекции и компьютерные эффекты.
Конкурсная программа фестиваля открылась спектаклем театра им. Комиссаржевской "3d" по Кшиштову Бизе в постановке заслуженной артистки РФ Маргариты Бычковой. Роли всех трех героинь, фигурировавших в спектакле, исполнила одна актриса – Александра Сидорук. Завершил конкурсную программу спектакль Рыбинского театра по "Чемодану" Довлатова.
Фестиваль представил также больше внеконкурсную часть - встречи с участниками фестиваля, перфомансы, круглые столы на площадках книжного клуба "Буквоед" и Лофт Проекта "Этажи".
В фестивале участвовал израильский театр "Матара" с пьесой Леона Агулянского "Гнездо воробья" в постановке режиссера Александра Каплана. Примечательно, что изначально пьеса была поставлена на иврите и именно в таком виде была показана в разных городах Израиля.
"Гнездо воробья" – это история, в которой главная героиня (актриса Ирма Мамиствалова) после неудачной попытки самоубийства находит убежище в образе Эдит Пиаф, который дарит женщине новые эмоции, позволяет убежать от жестокой действительности в мир, где счастье – отдавать, а не получать.
Он (актер Геннадий Юсим), как лечащий врач, должен силой вернуть пациентку в действительность, однако общаясь с ней сам проникается идеей иллюзорного мира…
Пьеса затрагивает интересные и непростые вопросы: что важнее, окружающее или наш внутренний мир? Где граница между нормой и психозом? Можно ли силой вернуть человека из мира иллюзии в действительность?
Премьера русскоязычной версии спектакля состоялась все в том же Санкт-Петербурге, куда, в июне этого года, театр "Матара" был приглашен в качестве гостя другого театрального фестиваля "Апарт". Спектакль заметили и организаторы "АРТ Окраины" пригласили израильский коллектив принять участие в конкурсной программе своего фестиваля.
Несмотря на то, что среди участников конкурса не было известных звезд сцены и названия небольших театров мало что говорят петербургской публике, многие фестивальные спектакли оставили у зрителей и жюри массу впечатлений. И перед жюри стоял непростой выбор, когда пришло время назвать лауреатов фестиваля.
В номинации "Театральный экперимент" победил спектакль "Паук" болгарского театрального содружества "Б +" и театральной лабаратории "Сфумато" (София).
Лучшей мужской ролью была признана работа Сергей Детюка в моноспектакле "Все,наконец!" театра-лабаратории "VIE" из Запорожья (Украина).
В номинации "Лучший спектакль" победил спектакль "Синяя борода. Надежда женщин" (Совместный проект Максима Диденко, Алисы Олейник и Павла Семченко, (Санкт-Петербург). А режиссер этого спектакля - Павел Семченко - получил приз в номинации "Лучшая режиссерская работа".
Отрадно, что один из призов – приз Зрительских симпатий – получил израильский театр "Матара". Справка:
- Театр "Матара" был создан в 2004 году в Ариэле. В первую актерскую труппу вошли выпускники местной театральной студии. Первой работой театра стал спектакль "Прелести измены" по пьесе Валентина Файнберга. В дальнейшем в театре начали работать профессиональные актеры, выпускники израильских и зарубежных театральных ВУЗов.
Читайте также
- Уильям Шекспир, Зеэв Жаботинский, Оскар Уайльд и Алан Александр Милн в новом сезоне театра «Гешер»
- Ансамбль «Бат-Шева» представляет: «FURO» хореографа Охада Нахарина и художницы Табаимо
- Дочь Папанова рассказала о незаконном увольнении из театра
- «Не смотри назад» - современное прочтение древнего мифа
- "Человек, без которого непредставимы сцена, экран и сама реальность"
В настоящее время театр базируется в Холоне. В репертуаре театра постановки для взрослых и детей, на русском языке и на иврите. Финансовую и организационную помощь театру оказывает Фонд Равноправного развития израильской культуры E.D.I.C. Текст и фото: Макс Черноглаз