Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Салат

А
А

Насилие становится нормой

Сегодня в обычной школе насилие - одна из самых тяжелых проблем. Дети идут в школу со средствами самозащиты.

23.12.2011
Zahav.ru Движение Арвут

Читайте также

Из беседы д-ра Михаэля Лайтмана с психотерапевтом, специалистом по педагогической психологии Лимор Софер-Фетман

Л. С.-Ф.: Здравствуйте, д-р Лайтман! Говоря о взаимодействии ребенка с его окружением, нельзя обойти тему зависти. Если у одного что-то есть, - другому тоже хочется. Это даже в возрасте 6 или 9 лет. Каждый пытается выделиться, заслужить признание. Учителю достаточно сказать слово одобрения, чтобы помочь ребенку, не удовлетворенному собой, воспрянуть духом. И наоборот. Когда учитель не обращает внимания на ребенка, не поощряет, не выделяет, ребенок быстро теряет чувство уверенности, способность к действию и обучению. Как Вы предлагаете  бороться с завистью?

М. Л.: Есть два противоположных явления - индивидуальное развитие и развитие общественное, коллективное. С одной стороны, главное для человека – это признание общества. С другой, - необходимо личное развитие, которое происходит именно за счет зависти, страсти к почестям и славе, а также ненависти – всех наших индивидуалистических и даже жестоких побуждений. Это есть в каждом, и все зависит от того, как эти проявления правильно соединить и использовать.

Л. С.-Ф.: А что делать, если ребенок использует силу, дерется? Сегодня в обычной школе насилие - одна из самых тяжелых проблем. Дети идут в школу со средствами самозащиты. Они боятся, что, не имея возможности защитить себя, рискуют своей физической безопасностью.

Другой, наоборот, стремится продемонстрировать свою власть над остальными, запугивая других детей.

Сегодня мы сталкиваемся с настоящей преступностью в школе. И масштабы насилия огромны. А недавно я узнала, что по статистике случаев насилия в школе мы занимаем первое место. Причем, речь не только о физическом насилии, но также и о психическом, когда один "донимает", оскорбляет другого.

М. Л.: Это понятно, ведь мы были на духовном уровне и упали в беспричинную ненависть.

Л. С.-Ф.: Часто насилие среди детей вызвано примерами, которые они получают через телевидение или Интернет.

М. Л.: Да. Я тоже наблюдаю очень тревожную картину: насилие, проституция, наркотики - ужасные образцы поведения. Все это уже потеряло для нас остроту - мы не обращаем на это внимания. И пока это продолжают транслировать, дети воспитываются в соответствии с тем, что видят.

Л. С.-Ф.: Многие психологи тоже утверждают, что, чем больше насилия в фильмах, тем хуже. Но есть и противоположный взгляд: а почему бы не показывать детям все? Пусть учатся, как нельзя себя вести.

М. Л.: Так не учатся.

Л. С.-Ф.: Однако, есть мнение, что, если мы воспитываем детей в "тепличных" условиях и не даем им узнать, что такое настоящая жизнь, то при столкновении с ней их ждет удар.

М. Л.: Но посмотрите, что мы делаем. Показываем человеческое общество, которое докатилось до зверств и их демонстрирует. Даже в жизни такого не бывает, что нам показывают в фильмах. Получается, что мы хотим еще больше увеличить насилие и сделать его нормой жизни.

Давайте однажды прекратим пропаганду насилия и начнем через телеканалы, в школе и дома воспитывать детей по-другому.

Л. С.-Ф.: Но, с другой стороны, - мы создаем мир, которого на самом деле нет. Ведь где-то идет война, - даже у нас в стране. Создав сегодня правильную школу и исправленную положительную среду, мы никуда не денемся от войны. Они не будут уметь воевать.

М. Л.: А умеющий воевать достигает успеха? Покажите такие примеры!

Л. С.-Ф.: Но он, как минимум, сможет ответить войной на войну.

М. Л.: И кто от этого выиграет?

Л. С.-Ф.: Само собой, обе стороны понесут потери.

М. Л.: Никто не выигрывает! Когда мы готовим ребенка к выходу в жизнь, почему мы не учим его, чтобы он становился хулиганом и бандитом, почему не говорим ему: возьми нож, палку, вооружайся?

Нельзя учить ребенка быть, как Ниндзя.

Л. С.-Ф.: Давайте вернемся к проявлениям зависти.

М. Л.: А как бы мы без нее развивались? Только пусть зависть и страсть к почестям и славе толкают человека в его индивидуальном развитии к тому, чтобы он стал активной частью общества.

Л. С.-Ф.: Я понимаю, что зависть может играть положительную роль. Вопрос, как этого достичь?

М. Л.: Прежде всего, занимаясь развитием ребенка, нельзя ничего "стирать" в его природе. Нужно узнать, какие у него склонности и решить, как использовать их самым оптимальным образом, без противоречий между личной и общественной пользой. Вместе с тем, пусть каждый выделяется чем-то, свойственным лишь ему, что только он может дать обществу, и никто другой.

Вот Ваши бусы, они состоят из разных цветов - красный, зеленый, синий. Каждый по отдельности, без других, не выделялся бы - не было бы так красиво. В соединении разнообразных вещей создается нечто новое. При этом каждый предмет - особенный и выделяется на фоне остальных.

Возьмите человеческое тело. В нем одни части работают на усвоение, другие - на выделение. Системы различны и противоположны, но между ними действует закон гармонии, без которой невозможна жизнь. Так и мы - должны заботиться, чтобы общество преуспевало, ведь иначе плохо каждому.

Л. С.-Ф.: Получается, что общество должно базироваться на принципе "не за счет другого", потому что нам так не выгодно?

М. Л.: Абсолютно верно.

Л. С.-Ф.: Как реализовать это в обществе?

М. Л.: И в классе, и дома ребенок должен воспитываться согласно одним и тем же принципам и ценностям. Он не должен от учителя слышать одно, а дома другое. Все должно быть едино - одна гомогенная среда. Это вызовет изменение системы ценностей. А потом привычка станет второй натурой, и они уже не смогут вести себя иначе.

Л. С.-Ф.: Предположим, произошел случай насилия в "исправленной" школе: кто-то с кем-то подрался, причинил боль. Что мы делаем в такой ситуации?

М. Л.: В начале экономического кризиса к нам приехал товарищ из Америки и спрашивает, какое решение я могу предложить американцу, потерявшему сбережения в результате банкротства банка. Я ответил: если ты для этого приехал, можешь возвращаться назад - мне нечего тебе предложить. Я не могу делать "местные уколы", давая временное решение. Нельзя решить проблему наполовину или на четверть. Либо мы решаем ее в комплексе, либо не решаем вообще.

Поэтому на вопрос, что делать с ребенком здесь и сейчас, ответ простой: ничего не поделаешь. Необходимо составить программу и в соответствии с ней действовать - вместе с родителями, детьми и всем школьным коллективом. Я уже сказал, что ребенка должна окружать гомогенная среда. Недопустимо, чтобы дома он смотрел телевизионные программы, отклоняющиеся от выбранного нами направления.

Л. С.-Ф.: Но иногда природа будет прорываться наружу.

М. Л.: И пусть прорывается, ведь ребенок на этом учится. Эти "прорывы" мы сможем обсуждать, чтобы учиться на этом.

Л. С.-Ф.: Это большой эмоциональный труд.

М. Л.: Конечно! Он же должен вырасти человеком, личностью.

Л. С.-Ф.: Значит, мы говорим детям: хорошо, вы поссорились, давайте теперь поговорим об этом?

М. Л.: Да. Это природа. Вы вдруг упали на уровень животных, зверей, давайте посмотрим, как это происходит в природе. И продемонстрировать им, как в природе животные сражаются за самку, как один съедает другого. Дети посмотрят и поймут, что с ними произошло. Каждый увидит, что сидящий в нем "зверь" вырвался наружу.

Л. С.-Ф.: И задать наводящий вопрос: похожи ли мы на них?

Между прочим, ребенок меньше всего хочет обсуждать это. Ему очень хотелось бы забыть о случившемся. Он готов понести наказание, но говорить о том, что произошло и как это исправить, он не желает. Так что постарается не проказничать уже потому, что не захочет потом полдня с этим разбираться!

М. Л.: Это и называется воспитанием. Так мы строим человека.

Л. С.-Ф.: А что делать с желанием быть самым лучшим? Оно есть в каждом из нас.

М. Л.: И пусть будет! Но использовать его надо на общее благо, а не для подавления других. Если человек разрушает общество, то вместе с ним пропадает сам.

Л. С.-Ф.: Я думаю, можно воспользоваться примером "Дня спорта". Это день, - к сожалению, только раз в году, - когда все ученики в школе выполняют командные задания. Например, каждый член группы должен прыгнуть в длину как можно дальше. При этом оценка зависит от результата каждого, но выставляется всей группе. Чем лучше ты себя проявил, тем больше продвинул вперед свою группу.

Но  тут тоже есть элемент соревнования. Если один прыгнул на два метра, а другой – на шесть, то получается, что первый подвел группу.

Как же с ребенком, который не особенно успешен в спорте?

М. Л.: Значит, во второй половине дня устроим соревнования по шахматам! И слабый в прыжках окажется победителем. Есть люди с разными способностями, так мы устроены.

Ничего  нельзя разрушать. Различным склонностям, проявлениям зависти, ненависти, желания  почета и власти нужно позволить  развиваться, но только в правильном направлении. Если властвовать, то над собой. Важно, чтО именно ты ненавидишь, как тобой управляет страсть, какого уважения ты ищешь, кто и за что тебя уважает, насколько ты остаешься человеком. А что плохого в почестях? Если я не буду уважать себя и не захочу, чтобы меня уважали, то у меня не будет связи с обществом.

И ничего не должно происходить "за кулисами", воспитатель должен открыто ставить вопросы для выяснения. Это должен быть откровенный разговор с детьми, с целью показать им, насколько, с одной стороны, их склонности управляют ими, а с другой, - что они способны подчинить их себе и направить их использование от зла к добру или наоборот.

Л. С.-Ф.: По сути, Вы предлагаете некое разделение, которое в психологии называется "выворачивание наружу". Мы говорим ребенку: твоя злость – это не весь ты. В тебе есть и другие компоненты. Если ты посмотришь на свою злость со стороны, поймешь, к чему она тебя побуждает, - ты сможешь контролировать ее.

М. Л.: Т. е., пользуйся ею, но только правильно.

Л. С.-Ф.: "Правильно" означает на пользу обществу?

М. Л.: В конечном счете, - да, ведь благополучие общества гарантирует каждому успех. Если мы строим среду для ребенка так, что она демонстрирует ему принятые в ней стандарты и в соответствии с ними оценивает ребенка, то у него нет выбора. Он захочет соответствовать этим стандартам и заслужить признание общества.

Светлана Волчек

Шурик, это же не наш метод!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке