Морис Бежар: "Я брал жизнь и швырял ее на сцену"
Фото: Reuters
Морис Бежар: "Я брал жизнь и швырял ее на сцену"

"Балет Мориса Бежара" ("Bejart Ballet Lausanne") представит в начале октября в Израиле две уникальные программы. Первая из них состоит из 4 спектаклей постоянного репертуара Балета Мориса Бежара - знаменитое "Болеро" на музыку Мориса Равеля и еще три одноактных спектакля: "Эдит Пиаф", "Бхакти" и новый балет "Anima Blues" в постановке нынешнего художественного руководителя труппы, ученика Бежара, 30 лет танцевавшего в его балете, хореографа Жиля Романа. Вторая программа - это знаменитый спектакль Бежара "Балет во имя жизни". Легендарный монументальнейший балет будет впервые показан в нашей стране. "Балет во имя жизни" поставлен Бежаром на музыку Фредди Меркьюри, Queen и на произведения Моцарта. Костюмы для этого балета сделал Джанни Версаче. 

Фото: Ilia Chkolnik

 

Морис Бежар стал легендой давно. Поставленный им в 1959 году балет "Весна священная" потряс не только мир классического танца, но вообще весь мир. Бежар, подобно сказочному волшебнику, вырвал балет из академического плена, очистил его от пыли и позолоты веков, и обновленный, сексуальный, яростный танец марсельца Бежара стал символом двадцатого века. И сегодня, в веке двадцать первом, Бежар остается самым притягательным балетным мифом. Лучшие танцовщики мира хотят танцевать его балеты. Лучшие театры мира борются за его репертуар. А мы можем эти балеты - сплав чувственности и чувств - увидеть в октябре в Израиле. 

Критики называли Мориса Бежара "мистификатором", "скандалистом", "парадоксальным", "хореографом, определившим время". Он же выбрал самое близкое мировоззрению определение - "путешественник". Морис Бежар знал, каким языком должен говорить балет ХХ века. Его первая труппа так и называлась - "Балет ХХ века". С нею Бежар, не принятый парижскими эстетами, уехал из Франции и нашел дом в Брюсселе. А последние 20 лет жизни руководил собственным "Балетом Бежара" в Лозанне. Бежар - один из создателей современного европейского балетного театра. Он стремился сделать танец главным искусством ХХ века. Он хотел, чтобы на балет ходили не только редкие любители, а миллионы зрителей. И ему это удалось - творения Бежара имели колоссальный успех в разных странах мира. Он влюбил в балет весь мир. 

Фото: Gregory Batardon

 

Вместо затянутых в пачки балерин в постановках Бежара появились люди из плоти и крови с экспрессивной пластикой, давшие волю своим эмоциям. Принципы танца этого величайшего хореографа, бунтаря танца - "красота, энергия и эффектность". И уникальность. Все свое творчество Бежар посвятил созданию собственного уникального танцевального языка, считая, что "классика - основа всякого поиска, современность - гарантия жизненности будущего, традиционные танцы разных народностей - хлеб насущный хореографических изысканий". 

Как и Рудольф Нуреев, Морис Бежар сделал балет достоянием широкой публики. Уроженец Марселя и сын философа Гастона Бержера, Морис Бежар бросил занятия философией, чтобы сделаться танцором, а затем, в середине пятидесятых, хореографом. Первым удивительный талант Бежара отметил брюссельский театр Ла Моннэ. Именно для этого театра Бежар в 1959 года ставит "Весна священная" Стравинского, шедевр танца, ставший классикой ХХ века. Для брюссельской труппы "Балет ХХ века" Бежар создает свои самые известные хореографические постановки - "Болеро", "Девятая симфония", "Жар-птица", "Ромео и Джульетта", "Бхакти". "Я брал жизнь и швырял ее на сцену"" ("Je prenais de la vie et je la jetais sur scène") - так описывал Бежар свою работы над балетом Стравинского "Весна священная" в автобиографической книге "Un instant dans la vie d’autrui", вышедшей еще в 1979 году. 

Фото: Gregory Batardon

 

В начале октября 2016 года труппа "Bejart Ballet Lausanne" после многолетнего перерыва возвращается в Израиль с двумя программами. Первая из них - репертуарная, состоит из 4 спектаклей постоянного репертуара Bejart Ballet Lausanne" - знаменитое "Болеро" на музыку Мориса Равеля и еще три одноактных спектакля: "Эдит Пиаф", "Бхакти" и новый балет "Anima Blues" в постановке нынешнего художественного руководителя труппы, ученика Бежара, 30 лет танцевавшего в его балете, хореографа Жиля Романа. Жиль Роман был принят в труппу Мориса Бежара "Балет XX века" в 1979 году. После смерти Бежара, с декабря 2007 года он стал художественным руководителем "Bejart Ballet Lausanne". 

Вторая программа - это знаменитый балет Бежара, легендарное монументальнейшее полотно, спектакль, сотни раз показанный в мире и первый раз привозимый в Израиль "Балет во имя жизни", поставленный Бежаром на музыку Фредди Меркьюри, группы Queen и на произведения Моцарта. Костюмы для этого балета сделал Джанни Версаче, убитый в Майами через полгода после премьеры. Проектирование костюмов для балета Бежара стало одной из последних работ Версаче. 

Бежар создал постановку "Балет во имя жизни" ("Ballet for Life") в 1997 году. Работа была посвящена Фредди Меркьюри и танцовщику его труппы Хорхе Донну, а также всем, кто ушел из жизни слишком рано. В основу балета положены сами судьбы Фредди Меркьюри (1946-1991) и Хорхе Донна (1947-1992), бывшего солиста Бежара, одного из выдающихся танцовщиков ХХ века. Их жизни унес СПИД. "Фредди Меркьюри и Донн умерли в одном возрасте. Они были очень разными личностями, но их объединяла яростная жажда жизни и необходимость показывать себя другим". Ballet for Life - крайне эмоциональная работа. Оригинальные записи группы Queen, составляющие музыкальную основу действа, переплетены с произведениями Моцарта. "Мои балеты в основном поставлены на музыку, совмещенную с жизнью, смертью, любовью, с людьми, чья работа и жизнь неимоверно поражают меня, как танцовщика, которым мне уже не суждено стать, которые воспроизводят своих персонажей лучше своих возможностей". 

Бежар никогда не обращался к созданию классического балета в чистом виде. Он использовал классические движения, он их, по его словам, "трансформировал и деформировал". Его балеты - сплав не только разного вида танца, но и слова (декламации), и пения, и пантомимы, и акробатики. Он использовал те виды искусства, которые ему были необходимы для воплощения его идей и замыслов.

"Весна священная" Стравинского, поставленная еще в конце 1950-х начинающим тогда хореографом перевернула представление о балете во всем мире. Потом в разные годы были "Ромео и Джульетта", "Щелкунчик", "Спящая красавица". 

Морис Бежар. Фото: Reuters

 

Сейчас считается нормой соединять в танцевальных спектаклях движение и голос, а началось это именно с Бежара. Он признавался, что делать "обычные балеты" ему скучно. Он создал более 200 постановок - от камерных лирических миниатюр до масштабных действ. 

Все лучшие спектакли Бежара являются золотым фондом труппы "Bejart Ballet Lausanne": такие, как "Весна священная", как "Жар-птица", и конечно "Болеро", поставленное сначала для танцовщицы Душанки Сифниос. А затем был бешеный успех Майи Плисецкой в этом балете, в совместном исполнении с Хорхе Донном - любимым танцовщиком Бежара - не только на сцене, но и в фильме Клода Лелюша "Одни и другие". Музыку "Болеро" Мориса Равеля, ритуально ритмическую, гипнотическую, Морис Бежар назвал "вечно новой в своей простоте". 

The show must go on. "Танец - это искусство ХХ века" - говорил Бежар. И XXI века тоже, в чем мы скоро и убедимся. 

Автор текста - Маша Хинич 

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

counter
Comments system Cackle