Читайте также
"Программу с Яровой не смотрел, потому что было такое омерзение, что мне не хотелось смотреть. Мне эта программа далась очень тяжело".
Не знаю, кому как, но мне очень интересны встречи с разными людьми в программе Владимира Познера. По своему накалу, подбору участников, разнообразию тем, профессионализму ведущего - вряд ли сыскать что-то подобное на русском ТВ. Найдите такого ведущего: с такой эрудицией, знанием языков, громадным опытом и стратегическим видением политических проблем.
Правда, не всегда приглашенные им гости вызывают симпатии, не всегда соответствуют уровню ожидания - но неизменно сам хозяин программы, неподражаемый Владимир Познер, оказывается на высоте.
Передачи идут полосами: пустые и бессодержательные собеседники сменяются яркими и талантливыми людьми, чтобы затем смениться на пустышку. Так, вслед за великим Юрием Любимовым шел бесцветный Андрей Воробьев (исполняющий обязанности губернатора); неожиданный Соломон Волков чередовался с Улюкаевым - министром экономического развития; за Сергеем Безруковым следовал Гейдар Джамаль - председатель исламского союза России.
Программы, где Познер беседует с Ириной Яровой, Рамазаном Абдуллатиповым или Гейдаром Джамалем были не просто скучны - они были отвратительны. И как бы ни изворачивался бедный ведущий, какие бы каверзные вопросы ни задавал - все было напрасно. Приглашенные гости шпарили заученные слова как по шаблону. Мелькала даже мыслишка - не стал ли сдавать прославленный ведущий, не потерял ли нюх на интересных героев.
"Он пришел в программу, которую мы делали с Филом Донахью, и он тогда показался мне чрезвычайно обаятельным и умным собеседником. Правда, тогда он был, пожалуй, порезче".
Зато последняя встреча Познера с премьер-министром Израиля окупила все его предыдущие промахи.
Каждая передача Познера тесно привязана к текущим событиям, четко сориентирована и жестко запрограммирована, несмотря на кажущуюся легкость. Это спектакль двух актеров, хорошо задуманный и точно поставленный, который отвечает на самые острые и злободневные вопросы. Несмотря на то, что ведущий - пружина всего действия, главное действующее лицо; не менее важен и гость программы - рейтинговая составляющая спектакля.
Именно такой непринужденный разговор, тонкий импровизационный спектакль поставил Владимир Познер в последней встрече с Биньямином Нетаниягу.
Поначалу казалось, что манера ведущего, почтительная, продуманная и уважительная, как будто заранее отдает поле дискуссий высокому гостю - на самом деле логика вопросов Познера показали как раз обратное. Жесткую официальную линию российской дипломатии, которой придерживается и сам ведущий.
- Скажите, вы согласны с тем, что никогда прежде ничто не разделяло США и Израиль так, как этот самый вопрос об Иране?
- Да, и вы сказали, что если Иран пересечет красную черту, то Израиль предпримет необходимые шаги. Но, тем не менее, все-таки что за красная черта и что за меры?
- Но как вы будете защищать эти поселения, если они будут частью или внутри палестинского государства? Разве не в этом камень преткновения?
- А насчет Иерусалима? Они говорят: Иерусалим должен быть столицей палестинского государства, вы говорите - нет.
"Помимо ума, и обаяния ума, что совсем редко бывает, помимо чувства юмора, что очень важно, есть абсолютно четкое понимание ситуации, как он ее видит, и он его излагает".
Нельзя сказать, чтобы Нетаниягу где-то в ответах хоть на миллиметр отошел от обычных стандартных фраз. Но в целом, как мне кажется, вся концепция израильской политики выглядела у него логичной, стройной и убедительной.
Собеседники стоили друг друга.
Еще раз замечу, то был не ожесточенный кулачный обмен ударами, не смертельная борьба на удушение противника - то была элегантная интеллектуальная дуэль на рапирах. Когда каждая сторона умеет жестко защищаться, отражая выпады противника, и остроумно нападать, нанося уколы в незащищенные места. Ни одна сторона в этой дуэли не ставила своей целью победить, забив противника в угол. Ведь, в конце концов, не так важно, чьи доводы оказались убедительней, а речь - сильнее; важно, чтобы как можно больше зрителей оценили неоднозначность и сложность проблем, стоящих перед Израилем.
Биньямину Нетаниягу удалось главное: набросать широкую картину противоречий и столкновений интересов на Ближнем Востоке, где маленький Израиль лишь кусочек большой мозаики. Поэтому нельзя найти место Израиля на общей карте, не сложив всю мозаику связанных между собой государств: Саудовскую Аравию, Египет, Сирию, Иран, Ливан и прочих больших и малых участников.
"Можете ли вы сказать, что евреи из России сыграли решающую роль в том, что Израиль стал одной из самых ведущих стран в инновациях, в технических инновациях?"
Если оценивать всю программу в целом, то следует отметить: явных проколов у нашего премьер-министра не было. Нетаниягу показал себя как серьезный государственный деятель, эрудированная личность и удобный собеседник.
Да, проколов не было, если не считать вопросов, ответы на которые свелись у Нетаниягу к самым общим и невнятным шаблонам.
Я говорю о вопросах Познера о "русской алие". Хотя премьер-министр и делал вид, будто бы такой проблемы не существует вообще, а эмигранты из бывшего Советского Союза гармонично и радостно вплелись в израильский "кибуц галуйот", будто бы не разварились в общем котле и с честью выплыли из бочки дерьма - убедительными его слова назвать сложно.
Кстати, интересная деталь. На вопрос - не послужил ли тот миллион советских евреев, которые эмигрировали в Израиль, толчком к взлету израильской экономики, Нетаниягу сходу глуповато пошутил: "Скрипачи. Очень много скрипачей". В том смысле, мол, о каком потенциале вы говорите, когда вместо мозгов понаехали никому не нужные музыканты.
Правда через минуту одумался: "Я думаю, было грандиозное вливание интеллектуальных сил, это бесспорно".
Зато в конце беседы как всегда у Познера припасено было главное вкуснейшее блюдо вечера - вопросы Марселя Пруста. Вопросы личные, вопросы морали и философии, вопросы о жизни и смерти. Показательно: чем профессиональнее собеседник в своем деле - тем неожиданнее и глубже оказывается интимный внутренний его мир.
И здесь Биньямин Нетаниягу показал себя как вдумчивый собеседник.
- В. ПОЗНЕР: Ваша главная сила?
- Б. НЕТАНИЯГУ: Две вещи одновременно - умение решать множество задач одновременно и сосредоточиваться на самом важном. Думаю, что все признают.
- В. ПОЗНЕР: Пожалуйста, завершите следующее предложение: "для меня быть евреем значит…".
- Б. НЕТАНИЯГУ: …жить на земле евреев, дорожить историей и ценностями евреев, но также быть полностью открытым миру ради будущего.
Яков Бендерский