Читайте также
"А я дурак, поэтому мне можно".
Чем интересна пресса в предновогоднюю пору? Все вдруг становятся такими милыми и желают направо и налево здоровья и счастья. Кроме того, подводят итоги прошедшего года, предсказывают будущее, подсчитывают рейтинги и выбирают героев года. А еще: обильно берут интервью, подбивающие итоги года у публичных личностей.
На такое новогоднее знаковое интервью наткнетесь вы, если зайдете на сайт газеты The New Times. Интервью с двусмысленным названием "Что позволено дураку?" дал 29 декабря Михаил Ефремов, актер театра и кино, режиссер, участник многих телепроектов.
Отвечая на поставленный нами вопрос, сам актер Ефремов утверждает: да, дурак. И думается, не так уж далек от истины, если решил, будто его нехитрая игра в поддавки с властью может кого-то обмануть. Я, мол, прикинусь шутом гороховым, кто же будет меня судить строго. Да актер я, господа, и профессия у меня такая – шутить. Вот Макаревич, Дмитрий Быков – те герои, всерьез с дубом бодаются, сознательно голову на рельсы кладут, а я не при делах.
Нет, не зря мы назвали интервью показательным. Михаил Ефремов, обозвав себя шутом и дураком в придачу, конечно, кокетничает и играет очередную роль. Остается лишь понять: кто же он – Михаил Олегович Ефремов?
"Так вот. Тайная свобода - это когда ты сидишь среди вонючих козлов и баранов и тихо-тихо хихикаешь, поднимая палец вверх". (монолог из спектакля "Чапаев и пустота")
В первую очередь он прекрасный потомственный актер, хотя и сильно пьющий. Чуткий к новым веяниям, широко известный, печатью Бога отмеченный, с рожденья на сцену вброшенный и сценой воспитанный. Потому и судить о нем следует не как о революционере, пророке или умалишенном, а как об актере.
Во-вторых, Ефремов – потомственный фрондер. То есть все тот же, известный нам тип советского диссидента, но только нашего времени. Интеллигентная Москва всегда была в оппозиции советской власти. Правда, оппозиция та заключалась в пассивном недовольстве, в неясных разговорах на кухне под рюмочку водки, подписных петициях против власти да чтении запрещенной литературы – но глухой ропот был всегда.
Та же либеральная Москва сегодня продолжает славные традиции отцов-шестидесятников - ругает власть, заливает за воротник, ставит спектакли с прозрачными намеками, выходит на антиправительственные демонстрации и держит огромную фигу в кармане штанов. Чтобы продемонстрировать всю степень презрения к недостойной ее власти.
О том и говорит Михаил Олегович в интервью, подчеркивая, как меняются зрительские реакции. Если раньше аплодировали в других эпизодах, то сегодня живо реагируют на такое место: "…когда нападали кочевники, крестьяне выкапывали себе огромные подполы, складывали припасы и прятались там сами. И порой, когда крестьяне понимали, как ловко им удалось обхитрить кочевников, они, поднимая палец вверх, тихо-тихо хихикали".
Вот и вся разница между шестидесятниками и нынешними противниками режима: те держали фигу в кармане – эти поднимают вверх транспаранты.
"А какой из меня гражданин? Я голосовать-то ходил всего один раз, да и то давным-давно".
С этой точки зрения Михаил Ефремов – зеркало общества. Каждый, кто смотрится в такое живое зеркало, чувствует себя порядочным человеком и видит в нем свое отражение: душу, которая ненавидит несправедливость, борца с коррупцией, противника олигархической системы и настоящего патриота, ответственного за судьбу страны.
Эдаким Ильей Муромцем ощущает себя, тридцать три года лежащим на печи, который до поры до времени копит силушку – но в нужный момент слезет с печи и стряхнет налипшую нечисть.
Однако из интервью следует, что сам Ефремов приписываемую ему яростную борьбу и вовлеченность в гущу политических событий начисто отвергает. На вопрос: почему вы не ходите голосовать, если заинтересованы в судьбах страны? Актер отвечает: "Послушайте, нет у меня заинтересованности! Вы что, полагаете, что я с утра до вечера о судьбах страны думаю. Я не жрец, я клоун".
Мало того, публика требует от него большего: все так и жаждут, чтобы Ефремов сыграл также роль символа. Символа свободы, который ответственен за будущее, отслеживает события настоящего, отвечает на злободневные вопросы, разъясняет свою позицию по Крыму, Луганску, Киеву и Москве далее по списку.
"А мы на самом деле клоуны. И потому мне порой неудобно, что я становлюсь каким-то глашатаем".
Ефремов стойко отбивается, начисто отрицая такую возможность. Он вообще отказывается от уготованной ему роли символа или рупора, или глашатая, тем более пророка или проповедника. Все сводится по Ефремову к игре, где политика – одна из самых неинтересных ему игр.
И все же Михаил Ефремов, вопреки своим словам, играет (и довольно активно) роль в спектаклях "Гражданин хороший" и "Гражданин-поэт". Ведь тот, кто осмелился сегодня не просто брюзжать или поднимать вверх палец, а по-своему протестовать – тот, действительно, настоящий гражданин.
И последняя роль, которую с удовольствием играет прославленный актер – это роль раба-шептуна. Сейчас объясним, что мы имеем в виду.
В книге Роберта Харриса "Империй" описано триумфальное шествие полководца Помпея, который усмирил Испанию, разбил армию Спартака и с большими почестями был встречен и коронован в Риме. Осыпанный милостями, вознесенный на вершину славы, прославленный полководец и консул в огромной колеснице въезжает в город. Восторженная толпа приветствует его, прославляя его имя, называя его спасителем и полубогом.
А в это время за плечами великого полководца стоит раб и все время монотонно повторяет: "Помпей, помни, ты всего лишь человек".
Вот именно такую роль исполняет актер и гражданин Михаил Ефремов. Он стоит в сторонке, посмеивается и напоминает русскому обществу: не забывайтесь, вы свободные люди! И никому не позволено играть вами как пешками.
И это самая важная и ответственная роль Михаила Ефремова, которая достойна всяческого уважения.
Яков Бендерский