Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Салат

А
А

Это очень хорошо, что пока нам… страшно

А когда бы Бармалей козни нам не строил, мы не знали бы, что мы, видимо, герои… (из фильма "Айболит-66")

31.12.2011
Zahav.ru Движение Арвут

Читайте также

А когда бы Бармалей козни нам не строил, мы не знали бы, что мы, видимо, герои… (из фильма "Айболит-66")

Из беседы д-ра Михаэля Лайтмана с психотерапевтом, специалистом по педагогической психологии Адвой Бар-Йегуда

А. Б.-Й.: Доктор Лайтман, каждый, кто занимается воспитанием детей дома или в школе, сталкивается с проблемой детских страхов и тревог. Взрослея, мы уже умеем это скрывать, но у маленьких детей это наблюдается очень явно. У них множество сомнений, вопросов и совершенно непонятных проблем.

Нет человека, который бы ничего не боялся. У некоторых развивается даже какой-то патологический страх. В процессе развития человечества страх постоянно растет. Существуют методы, с помощью которых мы помогаем нашим пациентам как-то справиться с этими страхами.

Вопрос, - в чем корень, источник этой проблемы? Почему мы все время чего-то боимся?

М. Л.: Во-первых, страх – это хорошо, без него мы погибли бы. Страх оберегает нас. Он не дает нам делать глупости, причинять себе вред, помогает сохранять нашу жизнь. Мы говорим своим детям: "Поберегись, будь хорошим мальчиком, не ходи туда", и так далее. Мы учим наших детей бояться.

То же происходит и в природе, у животных. Львица тоже сначала учит своих детенышей бояться вещей, опасных для жизни, а уже затем обучает их, как добыть пропитание.

Нет плохих страхов. Но мы должны знать, как с ними работать. Все это исходит из нашей природы. Ощущение реальности всегда приходит вместе со страхом: "Хорошо это или плохо для меня? Не принесет ли это мне вред?"

Поскольку наша суть - желание наслаждаться, мы все время боимся, - сможем ли наслаждаться, будет ли у нас все, чего мы хотим. Наша материя - чувственная, мы чувствуем себя, поэтому всегда боимся возможности плохих ощущений, страданий. Этот страх настолько основополагающий, что все наши действия, планы, поступки происходят на его фоне.

Человек боится, что ему или его близким может быть нанесен какой-то вред, что могут возникнуть какие-то проблемы экономического характера или связанные со здоровьем.

Когда человеку предстоят какие-то перемены, он волнуется о том, что тогда или там будет.

Говорят, что есть 700 видов разных фобий, страхов и тревог, - возможно, можно было бы насчитать и еще больше.

Поэтому молодое поколение просто убегает от жизни. Оно не желает быть связанным с пропитанием, с детьми, с деньгами, с трудностями и тревогами. Оно просто убегает в искусственную жизнь. Не случайно мы изобрели Интернет - молодое поколение устроило себе такое искусственное окружение, такую среду, в которой можно находиться, сбежав не только от страха, но вообще от чего-то неизвестного.

В виртуальном пространстве они ощущают себя так, как будто они там живут. Они просто уходят туда, как в другой мир. И это результат страхов и тревог, которые иначе овладели бы ими.

А. Б.-Й.: Но ребенок не рождается с этими страхами, он приобретает их в процессе жизни.

М. Л.: Я бы сказал, что существует комбинация двух причин. Когда человек рождается, - в нем, как в капле семени, уже есть основная информация о будущем человеке, который из него вырастет. То есть, есть основа, которую мы не можем изменить, она так и будет развиваться. Но многое зависит и от общества, от окружения - какое свойство и насколько разовьется больше, в какой связи между собой разовьются эти свойства, сможем ли мы выявить эти связи.

Поэтому, если мы сможем организовать для ребенка правильное окружение, - я думаю, мы не увидим никого с такими фобиями, какие наблюдаем сегодня. Я думаю, что правильное воспитание поможет нам избавиться от них.

А. Б.-Й.: Что такое правильное воспитание?

М. Л.: Не нужно ничего, кроме окружения, которое дает ребенку ощущение уверенности. Человек настолько общественное создание, настолько зависит от общества, что оно может восполнить ему все недостатки, которые он ощущает, все страхи. Это касается всего, даже таких страхов, как страх закрытых помещений или страх высоты. То есть, даже в тех вещах, где нет человеческого фактора, общество может дать человеку такие примеры отношения ко всем этим вещам, что он перестанет этого бояться.

А. Б.-Й.: Я была свидетельницей того, как отец кричал на своего трехлетнего сына, чтобы он перестал бояться. Чем можно помочь этому отцу, который не понимает страданий ребенка и корня этой проблемы?

М. Л.: Вы, психологи, должны проводить уроки по телевидению. Почему вы ничего не делаете? Обучайте родителей, как воспитывать детей.

Я всегда себя спрашиваю, почему мы должны смотреть по телевизору все эти ужасы. Почему среди такого обилия каналов нет каналов, по-натоящему нужных людям? Разве то, что нам сегодня показывают, важнее, чем стать хорошими родителями? Я не думаю.

Тот отец, который не знает, как помочь ребенку, конечно же, включит канал, где он сможет получить объяснения, что делать с детскими страхами и разными другими проблемами. И не будет смотреть другие каналы.

А. Б.-Й.: Какое объяснение родители должны дать ребенку?

М. Л.: Родители не способны на это. Я бы поместил ребенка в какую-то группу, какую-то спортивную команду, чтобы там, в поддержке своих товарищей он обретал уверенность.

А. Б.-Й.: Вы говорите о групповых играх?

М. Л.: О хороших групповых играх, а не о таких, когда они просто дерутся.

А. Б.-Й.: Вы как-то говорили, что эгоизм не должен получать приз в результате игры.

М. Л.: Да, выигрыш должен быть общим. Надо, чтобы с помощью игры ребенок смог получить ощущение уверенности, ощущение поддержки. Это очень важно.

В каких-то группах, спортивных кружках дети, играя, должны получать уверенность от окружающих. Дома тоже нужно окружать их теплом и любовью.

В нас нет ничего плохого, мы просто не умеем использовать все, что нам дано. Со всеми этими фобиями и проблемами, которые в нас раскрываются, нужно только правильно работать. Наши страхи - на уровне, на котором мы не умеем использовать страх. Наше эго боится, что ему что-то может навредить.

Надо говорить с ребенком о том, насколько страх развивает нас. Нельзя подавлять страхи так вот напрямую. Не надо ни прогонять их, ни подавлять, ни как-то усыплять. Мы делаем это просто за неимением выбора, – а нам нужно их перевернуть. Если есть какой-то страх, какая-то проблема, фобия, то человек должен подняться над ней, чтобы увидеть, что он растет благодаря и вопреки всем этим страхам, проблемам, недостаткам, нарастающим в нем ощущениям опустошенности или беспомощности.

А. Б.-Й.: Вы говорите, что нужно подняться над страхом. Я не понимаю, что это значит. Как Вы можете объяснить, что такое подняться?

М. Л.: Поднимаясь над страхом, ты перестаешь ощущать его как страх. Он помогает тебе стать выше твоей природы. И уже ты им управляешь, а не он тобой.

Дело не в самом страхе, а в том, как мы к нему относимся. Страх надо использовать для правильного развития.

А. Б.-Й.: Вы говорите, что страх способствует развитию человека. Меня это очень удивляет. Вы можете сказать об этом пару слов?

М. Л.: Ничего не создано в нас напрасно или для того, чтобы причинить нам вред. Все для того, чтобы мы правильно это использовали.

Все, что в нас есть – все наши свойства и наклонности, хорошие или плохие, даже самые страшные, будь то зависть, ненависть, честолюбие, лживость - мы можем использовать правильно.

Мы должны научиться управлять такой основополагающей вещью, как страх. Не подавляя и не уменьшая его. Став выше своего страха, человек смотрит на него уже здраво и уверенно, понимая, почему он боялся. Это и есть развитие.

Перевод: Л. Высоцкая

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке