Читайте также
Что было после? Был калейдоскоп, Иллюзион. Паноптикум скорее.
Какие бесконечные петли вяжет и вяжет, не зная ни дня покоя русская старушка-история. Пройдет каких-нибудь двадцать рядков-годков, распустит петельку и полюбуется на знакомый узор.
Похож-то как, бог ты мой, как схож, этот узорчик – все прошлое напоминает. Однако приглядишься повнимательней – нет, конфигурация не та да и людишки помельче.
В те незапамятные времена, в июне-июле 1989 года, тоже грянули смутные времена, поколебались властные структуры и на смену незаменимым старцам из ЦК пришли свежие силы. На Съезде народных депутатов вдруг среди разношерстной публики возникла боевая Межрегиональная группа. В нее вошли политики-дилетанты: ученые, правозащитники, режиссеры, адвокаты (Сахаров, Юрий Афанасьев, Тельман Гдлян, Гавриил Попов, Анатолий Собчак...)
Так и сегодня: откуда ни возьмись из толпы демонстрантов, недовольных режимом, вылепилась буквально из воздуха целая плеяда вольных художников от политики, готовых головы положить на общественную плаху.
Стоит прояснить, однако, с какой-такой целью голова та из толпы высунулась да на плаху легла: приготовилась ли к муке-мученической в виде отсечения головы или же ждет не дождется возложения на чело короны избранничества.
Чтоб сделать хреново стране дорогой. Один – это Вова, и Дима – другой.Вот стоят они на высоком помосте, бросают в толпу раскаленные камни обвинения.
Дмитрий Быков, Борис Акунин, Леонид Парфенов, Юрий Шевчук...
И как бы ни были они далеки от реальной политики, еще дальше от грубых реалий. Каждый из них фигура творческая, VIP-персона штучная, из элитных кругов на грешную землю павшая, гламуром и глянцем позолоченная. А все вместе вошли в высший политический эшелон, в самое сердце новоявленной "Лиги избирателей".
Один из них, известный поэт, журналист и писатель Дмитрий Быков.
"Я себя под Лениным чищу...", - писал Маяковский, сверяя делишки свои с деяниями вождя. С этой точки зрения, Дмитрий Быков "чистит себя под Пастернака". Не случайно столько лет он отдал изучению его творчества, подытожив их монументальной книгой "Борис Пастернак". Да и поэтическую сторону Быкова никто не отменял: "Сначала - лирик, полупьяный сноб из странной касты "русские евреи".
Многое в жизни наших героев совпадает. Как тот, так и другой рождены были поэтами-небожителями, прописанными в башне из слоновой кости. Затем, убедившись, что стихами мир не одолеть, наступили на горло поэтической лире и обратились к житейской прозе.
Оба всеми силами и средствами отмывались и отскребывались от унижающего их достоинства еврейства. Изо всех сил открещивались от глупого иудаизма и числили себя подлинными христианами. Оба на дух не переносили "еврейства" и не одобряли проект "Израиль".
Их вечный, похоже, союз нерушим... Но с ними мы тоже весною решим.
В чем же принципиальная разница между советским поэтом Борисом Пастернаком и современным шоуменом Дмитрием Быковым? Разница небольшая и скорее эстетическая, чем историческая. Совершенно по-разному подходят они к теме: "Поэт и государь". Никогда и ни при каких обстоятельствах Пастернак не стал бы бороться с властью, критиковать Иосифа Виссарионыча и вообще заниматься политикой.
Однако, другое время родило новые песни.
Дмитрий Быков давно уже и довольно решительно вышел за рамки собственно литературных дел, расширил сферу влияния. Мало ему показалось журналистики, мало острых телепрограмм, мало популярности в проекте "Гражданин поэт", появившемся год назад и завоевавшем небывалую популярность. Захотелось напрямую в политику шагнуть – с властью силою потягаться.
Боже ты мой, как нельзя более кстати, подвернулись тут выборы в Думу вообще и подлая подтасовка голосов в частности. Вообще, если бы подтасовки не было – ее следовало бы выдумать. Сколько возмущения и ненависти это вызвало в обществе, сколь высоко поднялась волна недовольства, как вывернул элитный электорат омерзительный рвотный спазм от коррумпированной и прогнившей власти. Как будто специально подготовленный шанс – и Дмитрий Быков не упустил его.
На самом остром и высоком пике, на самой крутой волне, на самом головокружительном повороте истории пронесся он, подхваченный бурей, и оказался в числе победителей.
"Выборы послужили детонатором. Дальше страна начнет жить отдельно от власти. Если раньше страна скрывала свое игнорирование власти, то теперь она говорит об этом открыто".
Если разобраться, не особенно-то та подлая власть успешному литературу и шоумену палки в карьеру ставила. Посмотрите во всех его многочисленных писаниях никогда раньше Быков на власть ту особенно не нападал. В зверствах не уличал, яростным диссидентом не числился. Так, булавочные уколы да язвительный тон.
Разве что в последнее время, когда назрело общее недовольство властью, когда можно уже стало и отказаться от милостей, прорвался в модном "Гражданине поэте" скабрезный юмор и стильный стеб над сдувшейся властной вертикалью.
Потому-то и кажется странным, что возглавили протестное движение не давние критики системы, не многолетние борцы за демократические преобразования: БорисНемцов, Гарри Каспаров, Эдуард Лимонов, Валерия Новодворская – а самые что ни на есть законопослушные и лояльные режиму граждане: Акунин, Быков, Ксюша Собчак и Шевчук.
На состоявшейся 4 февраля демонстрации замечен был Дмитрий Быков с плакатом "Не раскачивайте лодку, нашу крысу тошнит".
Яков Бендерский