Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель Авив
+30+21

Салат

А
А

В следующем году в Яффо!

В сердце старого Яффо, среди уютных кафе и модных ресторанов, на фоне часовой башни, блошиного рынка и морского прибоя проходил Международный театральный фестиваль.

revers
Фото: Гешер

Завершился оранжевый фестиваль Jaffa Fest 2019 

В сердце старого Яффо, среди уютных кафе и модных ресторанов, на фоне часовой башни, блошиного рынка и морского прибоя проходил Международный театральный фестиваль, инициированный театром Гешер, представивший израильским зрителям неординарные и смелые спектакли ведущих театров из разных стран мира.

revers1
Сцена из спектакля "Реверс". Фото: Сергей Демьянчук

 

В программе фестиваля традиционно были показаны лучшие премьерные постановки московских театров, отмеченные премиями проекта "Золотая Маска", имевшие огромный успех и признание нашей взыскательной театральной публики.

Спектакль Константина Богомолова, открывшего этот праздник, опубликована моя рецензия "Мужья и жены": сквозь призму аналитика" на сайте ISRAGEO.COM. Теперь коротко о впечатлениях от двух спектаклей "Золотой Маски", завершавших свой показ на фестивале. 

Театр наций. Мюзикл по мотивам одноименного легендарного фильма Григория Александрова "Цирк", вышедшего на экраны в 1936 году в СССР. 

Многие молодые российские режиссеры в наше время переосмысливают в своих постановках исторический контекст событий, которые пережили их предки. Такую мысль высказал Максим Диденко, известный режиссер - создатель "физического театра", который патриотическую ленту комедии "Цирк" с легкой музыкой Исаака Дунаевского представил нам в сценическом варианте как утопию, как историю пропагандистской фальши и жестокого террора, приведшего в итоге к развалу империи. 

На заднике сцены - экран: майские демонстрации на фоне довоенной счастливой московской толпы, проплывающие над облаками дирижабли, статуи и здания времен сталинской архитектуры… Слово "ЦИРК" в спектакле - аббревиатура: "Центр Исследования Русского Космоса", контора, населенная синеволосыми служащими. Сюжетная канва фильма в спектакле присутствует: советская актриса Любовь Орлова играет американскую звезду цирка Марион Диксон, которая бежит из США, спасая своего чернокожего сына от расизма. Здесь она ищет свободу, равенство и братство. Все прогрессивное человечество в стране Советов окрашено в синий цвет… в 20-30 годы - цвет модерна. 

Героиню самоотверженно и виртуозно играет Ингеборга Дапкунайте, тонкая актриса с наивным взглядом: прима влюблена в русского актера, она верит советской пропаганде, в цирке исполняет без дублера головокружительные номера воздушной гимнастки, чем поражает зрителей. 

Но с самого начала спектакля возникает тревога: цирк не вызывает радостных эмоций, цирковой манеж - наклонный круг, на котором едва можно удержаться при постоянном его вращении. Автор номера "Полет на луну" - агрессивный немец, директор цирка - в образе Ленина - голубой, а часть сотрудников, включая изобретателя Скамейкина, попадают в число подозреваемых - жертвы не удерживаются на кругу, они сваливаются с него как с земной орбиты в небытие… Но все же это цирк, и он населен куклами, мимами, зверьми, лилипутами… 

Технически - это уровень блокбастера, с огромной меняющейся проекцией Луны, с современной видеотехникой, изощренным монтажом. Все действие - гротеск в стиле Мейерхольда, пронизано сарказмом. Советские космонавты, разумеется, успешней американских, Белка Стрелка уже полетели в космос… 

Музыка композитора Ивана Кушнира превращает бравурные радостные песни из кинофильма в ироничные… Например, "Широка страна моя родная" в пародию - "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек". Эту песню исполняет хор действующих лиц спектакля, но в другом темпе и с другой интонацией. Чернокожий мальчик вырос, на сцене - красивый молодой человек, но мы помним, что эту роль играл в фильме Михоэлс, который потом был предательски убит по приказу Сталина. 

Как написал один критик, "Зритель сам должен сопоставить то, что мы видим, с тем, что мы знаем". Этот спектакль - роскошный мюзикл, но не беззаботный… Этот спектакль - диалог с прошлым. 

Московский театр мюзикла. "Реверс"- это говорящий спектакль, хотя со сцены не прозвучит ни единого слова.

Исполнители, все 15 актеров, - мастера спорта, это их монологи, бесстрашно и виртуозно передаваемые телом. Режиссер-постановщик, автор идеи Андрей Кольцов сказал: "Наши артисты выполняют трюки на грани возможного - мы придумали абсолютно новые акробатические элементы, которые вы не увидите ни в какой цирковой или гимнастической программе в мире. Главное же здесь - раскрыть психологию героев посредством акробатики. В "Реверсе" нет ни одного не оправданного драматургией сальто, ни одного бессмысленного кульбита". Ирина Дрожжина, режиссер и исполнитель роли, дополнила: "Это не цирковые номера, это средство выражения мысли, которую мы хотим донести". Зарубежный приглашенный хореограф Дебра Браун: "Хочется, чтобы ребята на сцене испытывали реальные эмоции". В итоге создан уникальный спектакль благодаря талантливым постановщикам мирового уровня, искренности юных исполнителей, их эмоциональности, отчаянной смелости и высочайшему профессионализму. 

Действие начинается с того, что каждый из персонажей, выйдя из своей двери, вдруг оказывается в одном замкнутом пространстве с другими. Ребятами овладевает паника, но вернуться к себе они не могут - двери захлопнулись, ключи потеряны, и они вынуждены как-то общаться с разными людьми. Здесь, как в реальной жизни, будет понимание и предательство, конкуренция и насилие, любовь и неприязнь…

Слово "Реверс" переводится как оборотная сторона медали, что мы и наблюдаем в отношениях между людьми в жизни. В спорте "реверс" - опорный прыжок с вращением на 360 градусов, причём первой над препятствием должна пройти спина, затем тело в вертикальном положении. Описать словами те трюки, кульбиты, невероятные рискованные взлеты и падения, прыжки на батуте и упражнения с канатом, которые совершают юные мастера без страховки, невозможно. Это не просто виртуозно и смело, так, что перехватывает дыхание у зрителей, это - непрекращающееся драматическое действие, где есть соперничество и борьба за любовь, смерть и отчаяние, примирение и непрощение…

Потрясающее музыкальное сопровождение… Музыка композитора Михаила Мищенко позволяла героям выражать себя без слов, создавать ритм синхронно с движениями актеров, она звучала в соответствии с эмоциями, накалом страстей, трагическими моментами в спектакле, передавая душевное состояние героев, унося нас в космическое пространство.

Зал был настолько заворожен, что боялся шевелиться, зато после окончания спектакля публика аплодировала стоя почти 15 минут, и надо было видеть в этот момент счастливые юные лица актеров на сцене.

Спасибо фестивалю Jaffa fest-2019 и проекту "Золотая Маска в Израиле" за доставленные прекрасные театральные впечатления, ждем - в следующем году в Яффо!

Изабелла Слуцкая

Источник: salat.zahav.ru

Метки:

Читайте также