Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель Авив
+25+18

Салат

А
А

Какой уж там "Городок" без Ильи Олейникова

А ведь всего-навсего исчез из жизни маленького провинциального "Городка" один-единственный человек.

21.11.2012
oleinikov
Фото: kino-teatr.ru

"На вооружение нашей милиции поступили кишечные палочки. Берешь ее в руку – и по кишкам, по кишкам" (Приколы нашего городка)

А ведь всего-навсего исчез из жизни маленького провинциального "Городка" один-единственный человек, грустный клоун Илья Олейников - и сразу как будто обезлюдел мир. А для маленького городка уход главного персонажа - и вовсе крах. 

Именно в том и заключается непостижимость старухи-смерти. Не только в том, что приход ее страшен, неумолим, неизбежен, безжалостен и алогичен. А в том, что сваливается она на нас просто и как-то слишком обыденно. Вот еще минуту назад не было и помину – и вдруг она здесь. Еще одно печальное заблуждение: смерть забирает в первую голову самых лучших, самых оригинальных и доблестных. Нет, смерть прибирает всех без разбору. 

Просто смерть одних –  скучная статистика: смерть других – трагическое событие.

Любая же трагедия, тем более  внезапная смерть любимого актера, меняет перспективы, ломает привычные стереотипы и расставляет новые смысловые акценты. 

- Дяденька, с крыши можно спрыгнуть?

- С  крыши? Можно… Только один разок.

(Ужасы нашего городка)

Нелепая смерть не просто выбивает из колеи, но и заставляет пересмотреть некоторые факты.

Факт первый. "Городок" был не просто ступенькой, с которой началось восхождение Ильи Олейникова к славе, не просто звеном в длинной цепи событий – "Городок" и был самой Славой, самой большой наградой и признанием.

Следующий неоспоримый факт. Чем глубже актер проникает в образ, чем сильнее прилипает к нему маска  персонажа, чем лучше, наконец, он перевоплощается  на сцене – тем сложнее ему  избавиться от надоевшего персонажа, уйти от коронной роли. Ведь наступит же в конце концов время, когда пора с ним расставаться. Вот тогда-то публика ему этого сделать и не позволит. 

Один и тот же актер, которого ты видишь на экране до и после смерти кажется несколько иным. Илья Олейников в старых выпусках "Городка" кажется сегодня совершенно не тем, кого мы видели еще месяц назад.

Думается, комическому актеру смерть вовсе не к лицу. Ведь когда попадаешь в зону его обаяния, в водоворот юмора, тебя втягивают туда шутки, анекдоты, подколки и насмешки. Смерть же и юмор – понятия несовместимые и несопоставимые. Ни одна шутка не вырвется из уст перед бездной вечности; ни один анекдот не разгладит гримасу боли; ни один остроумец не сможет спародировать страшную старуху с косой.

И наоборот, как точно вписывается трагический актер в смертную атмосферу, как гармонирует и оттеняет его благородный профиль предсмертная маска.

"Может быть, меня печалит то, что все складывается не совсем так, как я бы хотел?"

Однако тот же славный  "Городок", вознесший его на вершину, оказался коварной ловушкой, куда угодил Олейников и откуда выбраться он так и сумел до самой смерти. Может быть тот же злосчастный "Городок" и послужил невольной  причиной преждевременного ухода их жизни.

"Городок" многое дал –  но зато и отнял все.

Опять же любопытный факт. То, что Илья Олейников не смог совершить при жизни: уйти из программы, распрощаться с надоевшей маской – без труда сотворила волшебница Смерть.

Олейников-актер после смерти на глазах изумленной публики неожиданно и резко поменял свое амплуа: из нелепого персонажа легкомысленной передачи, из усатого парвеню-выскочки водевиля вдруг оборачивается он актером высокой трагедии; печальным героем своего времени.

Теперь, задним числом, просматривая интервью, которые дал знаменитый актер, становится ясно: Илья Олейников последние годы как будто предчувствовал близкую кончину. 

"Мне в принципе грустно, по жизни".

А внешне казалось столь многого он добился, что полностью доволен своей налаженной жизнью. И заслуженный артистический успех, и раскрученный проект "Городок". Правда, данный бренд принадлежал не ему и Стоянову, а "Студии Позитив ТВ", которая распространила его также и на рекламу пива, безалкогольных напитков, печатной продукции, ткани, посуду, ювелирные изделия и прочее. Неплохо, следует добавить, раскрутила "Студия…" популярный бренд: объем оборота доходил в лучшие годы до 90 миллионов рублей и цифра чистой прибыли - до 8 миллионов. 

Но этим не ограничивался  коммерческий талант Олейникова. Совместно с другим актером Олейников владел продюсерской фирмой "Ода", вместе с женой, Ириной Клявер, запустил фирму "Кулиса плюс". Его сын Денис Клявер продолжил дело отца и стал совладельцем фирмы ООО "Зевсик" и "Литц".

Казалось бы – живи и  радуйся завоеванному. Однако именно этот период его жизни выдался  особенно напряженным, беспокойным и сомнительным. Олейников осознает, что ему не хватает серьезных творческих проектов, в которых он мог бы выразить себя. Отсюда и метания, и поиски, и ошибки и разочарование. 

"Меня, как и бедную Нюшу, жизнь частенько ставила во всякие неудобные позы и имела как хотела. Так что, дорогой читатель, извини, как говорится, за неровный почерк".

Нет, душа его была не на месте. Поэтому и метался он, искал  и не находил покоя, вкладывал  деньги в безнадежные проекты  и проигрывал.

Олейников начинает дорогостоящий и рискованный проект, где отходит от привычных форм и пробует себя в новом жанре. Речь идет о мюзикле "Пророк", который отнял у него очень много душевных сил и средств, с которым Олейников долго носился  и возлагал на него большие надежды. Да и новый нереализованный проект, ремейк "Кавказской пленницы", вряд ли изменил бы положение. "Городок" по-прежнему крепко держал его душу в смертельных  объятьях и отпускать на волю не собирался.

И если теперь вернуться в прошлое и одним взглядом окинуть пролетевшую перед нами жизнь Олейникова, то обнаружится парадоксальный факт. Как воображаемый городок не смог бы прожить ни дня без его создателя, так и артист Олейников не смог бы проявить свой талант без "Городка".

Яков Бендерский

Источник: salat.zahav.ru

Читайте также