Читайте также
"На вооружение нашей милиции поступили кишечные палочки. Берешь ее в руку – ипо кишкам, по кишкам" (Приколы нашего городка)
А ведь всего-навсего исчез из жизни маленького провинциального "Городка" один-единственный человек, грустный клоун Илья Олейников - и сразу как будто обезлюдел мир. А для маленького городка уход главного персонажа - и вовсе крах.
Именно в том и заключается непостижимость старухи-смерти. Не только в том, что приход ее страшен, неумолим, неизбежен, безжалостен и алогичен. А в том, что сваливается она на нас просто и как-то слишком обыденно. Вот еще минуту назад не было и помину – и вдруг она здесь. Еще одно печальное заблуждение: смерть забирает в первую голову самых лучших, самых оригинальных и доблестных. Нет, смерть прибирает всех без разбору.
Просто смерть одних – скучная статистика: смерть других – трагическое событие.
Любая же трагедия, тем более внезапная смерть любимого актера, меняет перспективы, ломает привычные стереотипы и расставляет новые смысловые акценты.
- Дяденька, с крыши можно спрыгнуть?
- С крыши? Можно… Только один разок.
(Ужасы нашего городка)
Нелепая смерть не просто выбивает из колеи, но и заставляет пересмотреть некоторые факты.
Факт первый. "Городок" был не просто ступенькой, с которой началось восхождение Ильи Олейникова к славе, не просто звеном в длинной цепи событий – "Городок" и был самой Славой, самой большой наградой и признанием.
Следующий неоспоримый факт. Чем глубже актер проникает в образ, чем сильнее прилипает к нему маска персонажа, чем лучше, наконец, он перевоплощается на сцене – тем сложнее ему избавиться от надоевшего персонажа, уйти от коронной роли. Ведь наступит же в конце концов время, когда пора с ним расставаться. Вот тогда-то публика ему этого сделать и не позволит.
Один и тот же актер, которого ты видишь на экране до и после смерти кажется несколько иным. Илья Олейников в старых выпусках "Городка" кажется сегодня совершенно не тем, кого мы видели еще месяц назад.
Думается, комическому актеру смерть вовсе не к лицу. Ведь когда попадаешь в зону его обаяния, в водоворот юмора, тебя втягивают туда шутки, анекдоты, подколки и насмешки. Смерть же и юмор – понятия несовместимые и несопоставимые. Ни одна шутка не вырвется из уст перед бездной вечности; ни один анекдот не разгладит гримасу боли; ни один остроумец не сможет спародировать страшную старуху с косой.
И наоборот, как точновписывается трагический актер в смертную атмосферу, как гармонируети оттеняет его благородный профиль предсмертная маска.
"Может быть, меня печалит то, что все складывается не совсем так, как я бы хотел?"
Однако тот же славный "Городок", вознесший его на вершину, оказался коварной ловушкой, куда угодил Олейников и откуда выбраться он так и сумел до самой смерти. Может быть тот же злосчастный"Городок" и послужил невольной причиной преждевременного ухода их жизни.
"Городок" многое дал – но зато и отнял все.
Опять же любопытный факт. То, что Илья Олейников не смог совершить при жизни: уйти из программы, распрощаться с надоевшей маской – без труда сотворила волшебница Смерть.
Олейников-актер после смерти на глазах изумленной публики неожиданно и резко поменял свое амплуа: из нелепого персонажа легкомысленной передачи, из усатого парвеню-выскочки водевиля вдруг оборачивается он актером высокой трагедии; печальным героем своего времени.
Теперь, задним числом, просматривая интервью, которые дал знаменитый актер, становится ясно: Илья Олейников последние годы как будто предчувствовал близкую кончину.
"Мне в принципе грустно, по жизни".
А внешне казалось столь многого он добился, что полностью доволен своей налаженной жизнью. И заслуженный артистический успех, и раскрученный проект "Городок". Правда, данный бренд принадлежал не ему и Стоянову, а "Студии Позитив ТВ", которая распространила его также и на рекламу пива, безалкогольных напитков, печатной продукции, ткани, посуду, ювелирные изделия и прочее. Неплохо, следует добавить, раскрутила "Студия…" популярный бренд: объем оборота доходил в лучшие годы до 90 миллионов рублей и цифра чистой прибыли - до 8 миллионов.
Но этим не ограничивался коммерческий талант Олейникова. Совместно с другим актером Олейников владел продюсерской фирмой "Ода", вместе с женой, Ириной Клявер, запустил фирму "Кулиса плюс". Его сын Денис Клявер продолжил дело отца и стал совладельцем фирмы ООО "Зевсик" и "Литц".
Казалось бы – живи и радуйся завоеванному. Однако именно этот период его жизни выдался особенно напряженным, беспокойным и сомнительным. Олейников осознает, что ему не хватает серьезных творческих проектов, в которых он мог бы выразить себя. Отсюда и метания, и поиски, и ошибки и разочарование.
"Меня, как и бедную Нюшу, жизнь частенько ставила во всякие неудобные позы и имела как хотела. Так что, дорогой читатель, извини, как говорится, за неровный почерк".
Нет, душа его была не на месте. Поэтому и метался он, искал и не находил покоя, вкладывал деньги в безнадежные проекты и проигрывал.
Олейников начинает дорогостоящий и рискованный проект, где отходит от привычных форм и пробует себя в новом жанре. Речь идет о мюзикле "Пророк", который отнял у него очень много душевных сил и средств, с которым Олейников долго носился и возлагал на него большие надежды. Да и новый нереализованный проект, ремейк "Кавказской пленницы", вряд ли изменил бы положение. "Городок" по-прежнему крепко держал его душу в смертельных объятьях и отпускать на волю не собирался.
И если теперь вернуться в прошлое и одним взглядом окинуть пролетевшую перед нами жизнь Олейникова, то обнаружится парадоксальный факт. Как воображаемый городок не смог бы прожить ни дня без его создателя, так и артист Олейников не смог бы проявить свой талант без "Городка".
Яков Бендерский