Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Салат

А
А

Когда гаснет свет, или Пассакалья минотавра

Событие, значение которого трудно переоценить. Так просыпаются после яркого, наполненного действием и невероятными сюжетами кошмарного сна.

01.05.2022
Источник:salat.zahav.ru
Фото: Julian Mommert

… И когда иссякнет свет, вода, когда покорят быка, оскопят бога, зависнет на статуе мадонна, - мертвенной, окостенелой, добывшей дитя то ли из растаявшего мороженого, то ли из секреции монстра, - в зал направят слепящий софит. И публика, околдованная, шокированная¸ изумленная, уйдет с отражениями увиденного на сетчатке. Так возвращаются из путешествия. Так просыпаются после яркого, наполненного действием и невероятными сюжетами кошмарного сна.

В зале Израильской оперы - событие, значение которого трудно переоценить. Такой подарок любителям оригинального, совершенно неординарного театра можно считать везением, победой. Греческий синтез несоединимого, новая декорация к обезумевшей планете, шок и мощный энергетический взрыв. И все это называется "Transverse Orientation". Авторитарное, амбициозное высказывание истинного грека. Наследника эллинской красоты и тотальной эстетизации. У нас в гостях Димитрис Папаиоанну. Один из самых значительных создателей искусства ХХI века. Века трагичного.

Фото: Julian Mommert

Мир сегодняшний, в его безумном стремлении к самоуничтожению, в его слепоте и болезненной агрессивности, не похож на оптимистичное место. Радостное, мажорное. И он выкладывает дорогу в смутное будущее разного рода примитивом и пошлостью. Ему на самом деле не нужны чистая вода человечности и хорошие манеры культуры. Но поиграть, погрузиться в лабиринт тайн, оцепенеть перед светящимся экраном с каким-то зомбирующим "Аватаром" во всех жанрах, забыться в пароксизме лености с контейнером корнфлекса он вполне готов.

И мастер театральных обманов, архитектор ассоциативных ловушек, зрительных капканов, философ в своем театре без слов Димитрис Папаиоанну уже тут. И придумывает. И ваяет, и ворожит. И пересмешничает. Готовит духовную пищу для всех пластов публики, от малочисленных, правильно начитанных снобов до плебейской мелюзги, вздыхающей по вещам простым и ясным, как фирменная майка. Он мистификатор. Лауреат премии Оливье, вернувший нам частичку Возрождения, воссоздающий на новом фундаменте красоту и эстетику Эллады.

Фото: Julian Mommert

Читайте также

Димитрис Папаиоанну вторгается в простоту и примитив со своими метафорами. И берет за рога огромного быка, так мастерски, так волшебно, сконструированного, что он кажется живым, опасным, жутковатым. Дольки, струйки музыки Вивальди светятся. Они даже не сопровождают спектакль, они проникают в него¸ как золотой дождь проникает к пленнице Данае. И сменяются насыщенным, острым, закрученным, как тугая пружина¸ практически безмолвным действием. Вот обнаженные, горделивые и беззастенчивые, как древние греки, люди укрощают быка. Кто-то просто дает ему напиться, и бык смягчается. И сетка, металлическая, похожая на баскетбольную корзину, ловит зазевавшегося героя.

А вот существо на высоченных каблуках, без всякой одежды, гордо и величественно шествует через всю сцену. И отрубленная голова быка ласкает языком голого атлета. Здесь возникла мультяшная жизнь странных черных человечков, у которых вместо головы легкий мячик; в их динамичном общении кроется улыбка; они - группа или клика, безглазая и бессмысленная? Мутанты-деграданты? Или пришельцы из будущего, в котором все и вся будут унифицированы, сведены до уровня конвейерных роботов? А кто-то совсем видоизменился, и даже на ровных, вполне таких форматных человечков оказался не похож, и несчастливо скрючился-съежился. И уходит в стену, в дверь, но дверь - не простая дверь. Это лаз, провал, путь, таинственная нора, из которой вдруг появляются нежданные вещи. Блоки, из которых элегантные мужчины в деловых костюмах строят нечто. Дом ли, храм ли? Башню. Новый мир…

Строят долго. Упрямо. А потом все это строение рухнет - и они вновь окажутся освобождены, обнажены, беззащитны, в начале времен и в позолоте света, который их окутает, очертит. И кто-то бьется головой о стену, а дверь-то - вот она. Рядом.

И все же - это простая игра или многозначительный намек? Все вместе. И отзвуки "Тавромахии", цикла работ Гойи, воплощения его любви и печали. И отсылки к Босху, и страшные заготовки к комиксу, который станет новой Библией. Глумливые, саркастические, виртуозно выполненные архитектурно-живописные фантазмы хореографа и его артистов каждое мгновение несут зрителям, онемевшим в темном зале, новый рассказ.

Это не танец, - трудно назвать танцем акробатику, пантомиму, фокусы с предметами, перестроения-превращения. Но все это - и фокусы, и акробатика, и перестроения - выверено, отточено до поразительного совершенства. Есть образы, скрепляющие картины и рассказы, будто нанизывающие на нитку весь этот нескончаемый калейдоскоп. Образы, связывающие происходящее в единый эпос. Лестница, ведро, рамка-корзинка, в которой мечутся, как в капкане. Вода, бычья голова, которая соединяет этого Минотавра с Ариадной, с мифом о Европе, с коровой Дедала и древними культами. И кружат голову ассоциации, и оживают карикатуры-римейки важных мировых сюжетов. Быки-коровы из мифологии, ожившие скульптуры и превращенные в скульптуры прекрасные живые тела, и босховские чудища из ада, который никогда, ни при каком условии не станет страшнее и ошеломительнее, чем то, что люди себе создают на земле, под луной и солнцем…

Сам чудотворец Папаиоанну говорит¸ что хочет быть интересным публике, завоевать доверие аудитории любого уровня. И еще он очень верит в своих артистов, доверяет им, черпает в них вдохновение.

Странности превращений длятся долго. Кто-то из зрителей сетовал потом на то, что спектакль длинный. Мне же показалось, что творческая мысль, ее воплощение, техническая оснащенность, вкус, одаренность исполнителей, каждый из которых яркий солист, - безупречны. В театральном высказывании под названием "Transverse Orientation" присутствует сияние шедевра. И те, кому посчастливилось это увидеть, просто баловни судьбы.

*****
Димитрис Папаиоанну. "Transverse Orientation"

Израильская Опера. Оперный театр имени Шломо Лахата в Тель-Авиве

Пятница, 29 апреля, 13:00
Суббота, 30 апреля, 20:00
Воскресенье, 1 мая, 20:00
Понедельник, 2 мая, 20:00

Дополнительная информация в кассе Оперного театра Тель-Авива 03-6927777 или здесь

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке