Zahav.СалатZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+33+24
Иерусалим
+33+23

Салат

А
А

Дмитрий Яблонский: "Пусть это прозвучит нескромно, но "Виртуозы Киева" - лучший оркестр Украины"

Дмитрий Яблонский: "К Вагнеру я даже близко не подойду. По идеологическим соображениям. То, что он говорил о евреях, недопустимо".

05.02.2023
Источник:salat.zahav.ru
Дмитрий Яблонский. Фото: Sergey Ilyin

Дирижер и виолончелист Дмитрий Яблонский, человек мира, выпускник Джульярда и Йеля, который ныне заведует кафедрой международных отношений в Музыкальной академии имени Бухмана-Меты при Тель-Авивском университете и делает множество замечательных проектов по всему миру (одних только статусных фестивалей не счесть - и в Европе, и в Азии, и в США), не перестает удивлять. Благодаря ему слушатель постоянно открывает для себя что-то новое. Вот и теперь: барокко спорит с романтикой, tango nuevo - с румынской хорой. Есть и совсем новая музыка, откуда уж не извлечь богатство целой ноты - вопреки мандельштамовскому тростнику; тем интереснее.

А дело в том, что Дмитрий Яблонский - еще и главный дирижер и художественный руководитель оркестра "Виртуозы Киева", который в марте выступит с концертами под его управлением в нескольких городах Израиля. Более того, мой собеседник сам сыграет на виолончели - а это, поверьте, редкий подарок для наших широт.

Ну и главное: "Виртуозы Киева" - единственный в своем роде оркестр по нескольким причинам. Первая: он существует в двух форматах - симфоническом и камерном. Эпитет "единственный" (могла бы добавить - "уникальный") использован тут вовсе не для красного словца: извольте, назовите мне еще один такой "модулярный" оркестр. Не получается? В том-то и дело: он такой один.

Причина вторая: в этом оркестре играют люди, знакомые друг с другом детства и, соответственно, предчувствующие звук коллеги еще до того, как тот прозвучит. И еще они на редкость дисциплинированные, оттого "Виртуозам Киева" вполне по плечу поспорить с берлинскими филармониками.

Фото: архив Дмитрия Яблонского

Программа грядущих концертов тоже заставляет, как сказал бы Пастернак, вздрогнуть и сдаться: Двойной виолончельный концерт Вивальди в исполнении самого мэтра и его выдающегося украинского коллеги Юрия Погорецкого, и Пьяццолла, и практически новый для нас Лерой Андерсон, и уже знакомый Алексей Шор, и много чего еще, в том числе "Вестник - 1996 год" украинского гения, одного из крупнейших композиторов нашего времени Валентина Сильвестрова. Того самого, что однажды сказал: "Музыка - это пение мира о самом себе". Впрочем, он сказал много всего замечательного - почитайте на досуге.

- Увидела в программе мартовских концертов своего любимого Сильвестрова.

- Мы записали целый диск с Сильвестровым, он присутствовал на наших записях в Киеве, мы очень дружим, больше скажу - он нас обожает. Мы вместе с ним записывали этот диск, он находился в студии. Это было за несколько лет до войны.

- Думаю, в нынешней жуткой ситуации его музыка способна многое сказать. У него же тихая музыка, порой даже - отзвук музыки, который длится бесконечно. Он считает, что если говорить вполголоса, это прозвучит намного громче, чем крик.

- Так и есть. Если человек зол и тихо вам что-то говорит, это работает куда лучше, чем если он будет кричать и бить тарелки. А для музыки Сильвестрова важно создавать атмосферу, что совсем непросто. Он мне как-то сказал: я много не сочиняю. Но его "немногое" весомее многого. Он может взять любую тему - моцартовскую, к примеру, или автоцитату - и очень оригинально их представить, следуя своей концепции "по-новому услышанного", когда память уже готова к разговору с прошлым и может существующую музыку перечувствовать.

- При этом он все больше тяготеет к романтическим идиомам, разговаривает ими, вступает с ними в диалог - будь то Шуберт или Шуман; чувствуется, что ему комфортно в этом мире.

- Точно так же, как нашему композитору-резиденту Алексею Шору, уроженцу Киева, который много лет назад репатриировался в Израиль, а теперь живет в США. Он очень помог оркестру, просто невероятно помог - когда началась война в Украине, вывез музыкантов "Виртуозов Киева" в Италию, вместе с семьями, где с ними заключили контракт на год. Теперь оркестр живет в замечательном месте под названием Кьети недалеко от Рима - в двух часах езды, там находится один из самых знаменитых театров Италии - "Маруччино", и там у нас сезон.

Множество концертов, записи, в Швейцарию выезжаем, в Рим, во Флоренцию. Концерты мы даем по преимуществу в пользу Украины, собираем пожертвования, покупаем бронежилеты, каски…

Дмитрий Яблонский. Фото: Sergey Ilyin

- Как же удалось вывезти оркестр?

- Мы получили официальное разрешение, добивались его около двух месяцев. Но его периодически нужно продлевать.

- У вас множество фестивалей по всему миру, и вообще невероятная занятость, и вдруг - вы обнаруживаете для себя этих замечательных киевских музыкантов. Случайность? Жребий?

- Судите сами. В 2014 году мне предложили стать главным дирижером оркестра "Киевские солисты". Я послушал их - и влюбился с первой ноты. Это люди, которые очень трепетно относятся к своему делу, с ними можно репетировать день и ночь, абсолютно не уставая - настолько творческая атмосфера возникает на репетициях. Они вообще особенные: эти ребята знают друг друга с 11-12 лет, они вместе учились в музыкальной школе и в консерватории, поэтому понимают друг друга с полуслова. Оркестр создал выдающийся скрипач Богодар Которович - он был легендарным человеком, он даже добился того, чтобы Кучма, тогдашний президент Украины, выделил ему бюджет - не из министерства культуры, а от президентского аппарата. Можете себе представить? И вот я с этим оркестром работал пару лет, мы даже в 2014 году играли в Мариуполе, там летали "катюши", а мы давали концерт… А потом ребята решили не зависеть от президентского аппарата, от бюрократии, и создать свой оркестр. Так появились "Виртуозы Киева", куда ушли главные музыканты "Киевских солистов" - первый частный оркестр в Украине.

- С той поры у вас было уже немало неординарных проектов, не так ли?

- Мы записали семь дисков на Naxos, много гастролировали по миру, объехали всю Латинскую Америку и практически всю Европу, в 2017 году выступали в Израиле - в честь 25-летия установления дипломатических отношений между двумя странами. В нашем репертуаре - музыка разных времен и народов, нам интересно попробовать себя и в венской классике, и в эпохе романтизма, и в contemporary. Мы выступали с интереснейшим исполнителем на бандонеоне Марио Стефано Пьетродарки. А главное, мы играем и в камерном составе, и в симфоническом - так что это и вправду уникальный оркестр. Вот сейчас, в марте, мы выступим в Израиле с камерной программой, потом отправимся в том же составе в Латинскую Америку - нас ждут залы Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айреса, а на будущий год поедем в США с симфоническим оркестром - 70 человек. Несмотря на войну, проекты у нас буквально кипят, мы словно вытаскиваем яйца из кипящей воды.

- Когда вы впервые встретились, оркестр был камерным или симфоническим?

- Он был камерным. Ну а потом я превратил его в симфонический, оставив, тем не менее, возможность играть камерным составом. В одной из первых наших симфонических программ Жанна Гандельман, моя супруга, исполнила Скрипичный концерт Кара Караева, который был написан для Леонида Когана. Потом мы сделали замечательную запись с тенором Азером Рзазаде - тоже с симфоническим оркестром. И записали камерный диск с сочинениями Шостаковича, которого хотели исполнить и в ближайших программах - но сейчас, во время войны, русскую музыку не очень поиграешь. Из политических соображений правительство Украины решило, что нельзя играть русских композиторов, хотя консерватория в Киеве носит имя Чайковского.

Фото: архив Дмитрия Яблонского

Читайте также

- Читала где-то, что "Виртуозы Киева" интересуются и другими жанрами, не только классикой. Это правда?

- Да, у них были совместные проекты и с Гребенщиковым, и с "Океаном Эльзы", и с Нино Катамадзе, и с основателем Deep Purple, клавишником Джоном Лордом. Но это они делали без меня, а вместе мы вышли "за пределы" жанра, когда задумали серию видеопроектов в замечательном зале Киевской консерватории.

- А что вы задумали для нас?

- Будет интересно. Я сыграю на виолончели часть Концерта Алексея Шора, потом вы уже упоминали Сильвестрова - это большая глыба украинской культуры. Исполним Грига, сюиту "Из времен Хольберга", Крейслера, Альбениса, "Либертанго" Пьяццолы, из украинских авторов - Мирослава Скорика, и еще один весьма необычный опус, "Хору Стаккато" румынского композитора Григораша Динику - пьесу, которая стала любимым вызовом скрипачей на бис, особенно в аранжировке Яши Хейфеца; она требует исключительного владения стаккато как вверх, так и вниз. Ну и на бис несколько сюрпризов, о которых пока умолчу.

- Вы считаете, что музыка - это искусство, которое происходит в реальном времени? И как в таком случае относиться к записям?

- Это просто другой организм. Точно так же, как есть музыканты-исполнители - и есть профессора, которые преподают. Есть дирижеры, есть музыковеды, есть критики - все это разные профессии. Человек может неудачно играть, но быть гениальным педагогом. Сегодня мир чуть-чуть сошел с ума, никто не хочет выходить из своих четырех стен. Хотя, мне кажется, живое исполнение глубже.

- Когда вы солируете, вы параллельно дирижируете?

- О, это больная профессия - дирижерская. Как Лев Толстой говорил: дирижер - это не профессия, это наглость! Или вот говорят: дирижером стать легко - работу трудно получить. (смеется) Если человек играет, например, Партиту Баха на скрипке, а с ним рядом стоит дирижер, то он уже будет играть по-другому. Потому что от рядом стоящего исходит какая-то аура, ему даже не обязательно махать на два-три. Что касается "Виртуозов Киева", то эти ребята знают все наизусть, особенно камерный оркестр, им дирижер особо не нужен. Какую-то энергию человек за пультом излучает, конечно, но она может помочь - а может, наоборот, сломать.

- Вы мне однажды рассказывали, как во время своего дебюта за пультом дирижировали палочкой из китайского ресторана.

- Да, это было на фестивале в Италии, Геннадий Николаевич Рождественский не приехал, и мне пришлось вместо него дирижировать Октетом Стравинского. Я тогда и вправду взял палочку из китайского ресторана, и этой китайской палочкой начал дирижировать. Таким был мой первый раз. И все-таки я всерьез себя не принимаю как дирижера.

- И очень зря.

- Нет, нельзя себя серьезно воспринимать. Опять же Рождественский, великий дирижер, был ходячей энциклопедией, он знал не только все о музыке, он знал Веласкеса, Гойю или Риверу вдоль и поперек. А спросите сегодня молодого дирижера: сколько вальсов написал Шуберт? Я уверен, что ни один не ответит. Такая вот полнейшая необразованность. Зато у всех амбиции - палочку взял, подружился с кем нужно, и пошло-поехало. Я же считаю, что дирижер - это дикая профессия. Для единиц. Для меня дирижер - человек с особым кругозором, больше чем просто образованный. И поэтому величайших дирижеров по пальцам можно пересчитать. Тех, кто способен не просто махать ритмично, хмурить брови в сторону тромбона и повелевать - фа диез выше, ми бемоль ниже. Главное, повторюсь, - это энергия. Можно просто стоять за пультом, не двигаясь, засунув руки в карманы, можно одними глазами дирижировать - от вас все равно будет исходить энергия, ваше я.

- То есть, стóит перед выходом к оркестру вынуть из ушей все старые интерпретации?

- Смотря когда. Взаимоотношения с авторами ведь складываются разные. Скажем, к Вагнеру я даже близко не подойду. По идеологическим соображениям. То, что он говорил о евреях, недопустимо. Если в человеке есть одна восьмая часть еврейской крови и при этом он считает, что евреев нужно уничтожить, для меня это слишком.

- А когда вы солируете, то предпочитаете, чтобы дирижера вовсе не было?

- Опять же, смотря с каким оркестром. Помню, выступал в Лондоне с Королевским симфоническим, играл "Кол Нидрей" Бруха без дирижера - и это было потрясающе: огромный оркестр звучал как струнный квартет! Не со всеми оркестрами такое возможно. Или вот в мае я дирижировал Израильским филармоническим, мы исполняли "Фантастическую симфонию" Берлиоза - и получил громадное удовольствие. Есть оркестры, в которых музыканты будут спать, приходить поздно и прочая, потому что им до лампочки. И есть другие, которые хотят, чтобы всегда было как можно лучше, качественнее. Потому что они уважают и дирижера, и друг друга. Как "Виртуозы Киева". Так что если вы о мартовских концертах, то я буду играть без дирижера.

- Когда вы стоите к ним спиной, от вас все равно исходят какие-то эманации?

- Я думаю, да, и не только от меня, а от любого человека. Если компьютерщик выйдет на сцену, или хирург, или ухо-горло-нос, от него тоже будет исходить какая-то энергия. Энергия исходит от любого человека, не только от музыканта. Не случайно ведь вдруг антипатия возникает к кому-то, или позитив… К сожалению, многие дирижеры не знают, что перед тем, как они становятся за пульт, музыканты уже знают, какой это дирижер, просто они сидят и молчат (смеется). Если им дать свободу говорить, они бы от всех дирижеров, включая меня, не оставили бы камня на камне.

- Но все равно ведь прочтения у всех разные, и музыка совершенно разная получается.

- Помню, когда я был молодым, я играл в оркестре Норвегии пару лет, работал по пять месяцев в году как первый виолончелист - и вот приходит дирижер, а первая флейтистка говорит: он бог. Что лучше дирижера нет на свете, и что жизнь ее не прошла зря. Тогда я понял, что все относительно. Если человек сделает гигантскую карьеру, все потом будут соглашаться, что он гений. При этом на свете очень много музыкантов, о которых мы даже не слышали, у них не было этой удачи - вырваться вперед. Орсон Уэллс однажды сказал: я уже пожилой, и мне дико жаль, что я не познакомился с людьми, которые НЕ сделали карьеру. Ну не было у них шанса стать знаменитыми.

- Немецкий философ-романтик Ваккенродер говорил, что инструментальная музыка - искусство абсолюта. Для вас это как звучит?

- Я с этим несогласен, все зависит от того, кто ее играет. Но я думаю, что о музыке должны говорить писатели и поэты, а музыканты говорят о деньгах. (хохочет) Музыканту рассуждать о музыке очень трудно, это все равно как рассказывать кому-то, как вы любите ваших детей.

Когда мне было 30 лет, я уехал жить в деревню, в Пиренейские горы. И я закончил Йельский университет, где рядом не только музыканты бродили. Это меня и спасает. От того, чтоб говорить все время о музыке, о пассажах. Я делаю оливковое масло, и об этом я могу говорить часами, мне не хватит года, чтобы об этом рассказать. У меня четыре гектара земли около моря, между Барселоной и Валенсией - пол-Израиля, считайте, земли - там растут 330 пятисотлетних оливковых деревьев. А еще на этих террасах растут сосны, пальмочки маленькие, черешня, абрикосы. Так вот, плоды оливковых деревьев дают очень много масла, я разливаю их в бутылки особого дизайна, квадратные, и название придумал музыкальное, не сдержался - "Olicello". Должна быть разрядка, какой-то баланс. Все время в городе - это давит.

- А в Италию, к своему оркестру, часто ездите?

- Я туда постоянно приезжаю, сейчас вот еду в начале февраля, проведу там почти целый месяц, и мы будем репетировать каждый день. Мы эту программу уже играли сто раз, и репетировали сто раз, но все равно будем готовиться очень серьезно. Такие уж они, "Виртуозы Киева". Я говорил уже, что это очень оригинальный ансамбль музыкантов, которые знают друг друга с юного возраста - уже где-то около 30 лет, поскольку большинство из них - 40-летние. Они как братья и сестры помогают друг другу во всем, это очень трогательно. Они очень серьезно относятся к своему делу, репетируют каждый день. Когда я приезжаю на первую репетицию, они уже до меня порепетировали десять раз. Ни в одном оркестре нет такого. Им никто отдельно за это не платит, а работа делается на самом высочайшем уровне. И все ноты напечатаны заранее, и они даже встречаются по секциям - отдельно первые скрипки, отдельно вторые, отдельно альты… Вкалывают будь здоров. Так что я нескромно могу сказать, что это лучший оркестр Украины.

С Дмитрием Яблонским беседовала Лина Гончарская

Программа концерта:

1. А. Вивальди - Концерт для двух виолончелей соль минор
Солисты - Дмитрий Яблонский и Юрий Погорецкий
2. А. Шор - 2 часть из Концерта для виолончели с оркестром
3. В. Сильвестров - Вестник 1996
4. Э. Григ - Сюита "Из времен Хольберга"

Антракт

5. Ф. Крейслер - Liebesleid, Schon Rozmarin, Liebesfreud
6. М. Скорик - "Испанский танец"
7. И. Альбенис - "Танго"
8. К. Гардель - Танго "Потерявший голову"
9. Л. Андерсон - "Пустячок", "Ариетта", "Полька Пиццикато", "Пишущая машинка"
10. Г. Динику - "Хора Стаккато"
11. А. Пьяццола - "Либертанго"

Концерты пройдут:

4.03, суббота - Иерусалим, Театр Иерушалаим - Зал Шеровер, 20:30
6.03, понедельник - Хайфа, Аудиториум, 20:30
7.03, вторник - Беэр-Шева, Центр исполнительских искусств - зал 1, 20:30
8.03, среда - Нес-Циона, Гейхаль аТарбут, 20:30
9.03, четверг - Герцлия, Центр исполнительских искусств, 20:30
10.03, пятница - Герцлия, Центр исполнительских искусств, 13:00

Заказ билетов в кассе "Браво"

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке