Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+27+17
Иерусалим
+23+12

Салат

А
А

Необычайное ревю: "Ханох Левин - опера"

Красавица сидит на единороге и поет о самых примитивных, простеньких бедах простых людей. Даже как-то вроде непристойно о них петь…

02.02.2024
Фото: Йоси Цвекер

В райском саду обитают нелепейшие муж и жена, новые Адам и Ева. Их склоки мельче классических, библейских - но как они понятны и знакомы…
Нежно, очень трепетно, всем сердцем ведет женщина рассказ о своем одиночестве. И смех сменяется печалью…

Песня-миниатюра о двух солдатах на шахматном поле, на поле боя. О белом и черном. Бой завершился - оба убиты. И лес микрофонов вырос на сцене, официальные лица готовы выступать, из рук рассказчицы вырывают ее микрофон…

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

…В этом камерном, совсем не масштабном и, на первый взгляд, развлекательно-массовом спектакле его создателям удалось сконцентрировать главные мысли о сегодняшней жизни. Вместить многие культурные коды. Объединить сатиру и серьезность, насмешку над пошлостью и истинный, не показной патриотизм. Им удалось задеть те душевные струны, которые отзываются долгим звуком даже после того, как смолкает музыка и гаснет свет в зале.

Получился развлекательный поп-мюзикл для одних, опыт погружения в бурные воды безумного социума для других, трепетное душевное высказывание для третьих. В новой постановке для любого зрителя найдется нечто близкое.

Источником идей и базой для их музыкального воплощения послужило творчество Ханоха Левина. Это писатель для Израиля культовый. Иногда шокирующий. Опера осуществила свое оригинальное, умное и яркое приношение ему…

Ханох Левин непрост. Его произведения любили и любят многие израильтяне, но есть и те, кто этим возмущается. Его ненавидели и превозносили; критики ломали копья по поводу его успехов с грохотом извергающегося Везувия. Его пьесы ставят на театральных сценах далеко за пределами нашей маленькой драматичной страны. Ставят часто, порой - превосходно. Благодаря его удивительным и повседневным, изысканным и негромким историям удается лучше понять и легче принять так называемый израильский менталитет. Почувствовать специфически израильскую душу и рассмотреть душу человека вообще.

Драматург и поэт Ханох Левин… Кто он на самом деле? Манипулятор, мятежник, для которого, кажется, нет ничего святого? Или суровый и нежный ангел, отчаянно ищущий ответы на вопросы и вызовы Бога?.. Мне он кажется беззаконной кометой литературного небосклона и одновременно воином справедливости, превращающим непристойность в зерно поучительного сюжета. Без него невозможно представить себе ни израильский театр, ни израильское искусство вообще.

Абсурд и юмор на грани фола, щемящая проникновенность, обезоруживающая лирика и шокирующая язвительность - всем этим в совершенстве владеет Левин.

Фото: Йоси Цвекер

Не путайте писателя с его однофамильцем, который считается архитектором юридической реформы. Хотя польские корни, вероятно, в обоих случаях дают себя знать, проявляясь гордыми всплесками упрямого эгоцентризма. В прозе Ханоха Левина - демарши против предубеждений и заблуждений общества, осмысление войн и катастроф, психологические находки и обсценная лексика, и неожиданные, глуповатые и нелепые герои с говорящими, символическими именами…

Он всегда шел не в ногу с массовой культурой. Учился у Рабле и визуальной средневековой сатиры. Страх смерти и осознание вечной неприкаянности, нелепые действия и глупость, у которой нет границ - вот магистральные темы, логотипы сюжетов Левина. Отсюда его "Реквием", "Иов", "Упаковщики чемоданов", "Продавцы резины". Свою последнюю пьесу "Плакальщики он дописывал в больнице. До премьеры не дожил. Есть нечто символичное именно в этом последнем, несчастном и горестном его детище.

Ханох Левин для Израиля больше, чем литератор. Он - знак времени, точка отсчет в искусстве. Неудивительно, что израильская опера обратилась к его наследию. Джордж Гершвин, неповторимый композитор-классик Америки, говорил, что нация без оперы - это нечто уродливое. И создал "Порги и Бесс". Оперу, которая не похожа ни на какие другие. Шедевр, пропитанный джазом, который и выглядит воплощением страсти…

Читайте также

При всей сложности, запутанности и жаркой стихийности маршрутов развития израильской культуры, в ней есть свои пути и покоренные вершины. И в смысле оперного искусства сравнительно молодое еврейское государство выглядит в мире вполне прилично и солидно. Значит, ему следует искать собственный почерк, свой фирменный стиль. И в свете этих поисков, в пейзаже мировой оперной оранжереи, израильский оперный театр, - после "Альфы и Омеги" и "Ребенку снится" Гиля Шохата, "Путешествия к концу тысячелетия" Йосефа Барданашвили, после "Шица" Йони Рехтера и "Теодора" Йонатана Кнана - представил музыкальное сатирическое ревю, которое получило название "Ханох Левин - опера".

Композиторы Йоси Бен-Нун, Давид Зебба, Йонатан Кнан, Йонатан Керет и Рони Решеф написали музыкальное выражение для мыслей и дразнилок Левина. Плюс немного Хавы Альбершайн, Зоара Леви и Рами Кляйнштайна (не новые, уже хорошо знакомые их песни). Мелодически и ритмически тексты Левина оказались переведенными на язык музыкального театра.

Это не Пуччини, не Шостакович, не Россини, не Кайя Саариахо. Это израильская музыка. Израильская, но временами с цитатами из мировой классики. Я улавливала перекличку с чем-то до боли знакомым.

Режиссер Идо Риклин удачно и конструктивно соединил драматургический материал в своем либретто, и оно вполне гармонично выглядит. Режиссер Ширит Ли Вайс - одаренная, фонтанирующая идеями-находками, музыкант и идеолог с отменным вкусом - придумала оригинальное и яркое построение. Театр - словно часовой механизм, где все детали необходимы и убедительны, все резонирует, все обыграно и органично связано воедино.

Надав Барнеа, креативный художник по свету, умеющий найти светоносные смыслы, в этом спектакле был, как всегда, точен и вдохновенен. Сценограф Адам Келер придумал интересный ход: белая лестница - место действия. Там растет вниз кроной древо познания, там устанавливается гильотина, и там же пируют несчастные супруги.

Художник по костюмам Уля Шевцова сработала поистине блестяще: ее выдумки впечатляющи и фантастичны. Алое платье, в которое продета, как в крупный цветок, дамочка-"пианистка"; культурист в латексе; смешные и при этом вполне благородные костюмы королей и королев; одежды с оттенком фривольности - все это очень "ханох-левиновское"…

Спектакль поставлен для состава исполнителей, который включает десять вокалистов и сильно уменьшенный оркестр Ришон ле-Циона. Это скорее, инструментальный ансамбль. Давид Зебба - дирижер. Этот необыкновенный, талантливый мастер умеет все. Он синтезирует в себе своеобразный "ренессансный" талант: дирижер и композитор, педагог и пропагандист музыки. Он артистичен. Его дарований много. И в этой работе театра его роль очень весома.

Ансамбль музыкантов был очень хорош; звучание его мягкое, красивое, стройное. И вокалисты проявили себя ярчайшими драматическими актерами. Причем - все оказались на высоте. Но лидерами здесь, безусловно, показались мне Яэль Левита и Одед Райх. Они с легкостью перевоплощаются, прекрасно двигаются. Возникает ощущение, что они получили все важнейшие уроки лучшей театральной школы. Яэль Левита - умница, клоунесса и звезда драмы. На нее интересно смотреть. Ее вокал приятно слушать. А Одед Райх в этом ревю был просто ослепителен. Он давно копит актерские краски. Это началось для меня, как зрителя, с "Медиума"; потом была заглавная партия в "Теодоре". Потом - Энрико в "Лючии ди Ламмермур". И вот - его звездный час. Несколько образов-личин, небольших¸ но емких и контрастных, очень органичных…

Играют все участники хорошо. Поют старательно и музыкально. С пониманием сценической задачи. Очень трогательно, щемяще, будто отзвук боли, которая никогда не пройдет, прозвучала песня "Ты, я и будущая война".

Я очень советую всем любителям музыки пойти на этот спектакль. Пойти - и составить свое собственное мнение и впечатление. "Ханох Левин - опера" - в театре до 6 февраля. И еще спектакли будут 14 и 15 июня. Летом. Может быть, уже после войны…

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке